В Белгороде, в музее-мастерской известного графика, заслуженного художника России Станислава Косенкова открылась выставка его работ «Человек в пространстве и времени».
Косенков родился в роковом и скорбном для России 1941 году, в селе Рождественка, недалеко от Прохоровки и села Прелестное, где состоялось 12 июля 1943 г. самое крупное танковое сражение в мировой истории. И ушёл из жизни художник в не менее тяжкую для Отечества годину — в 1993 году. Он будто вобрал в себя судьбу Родины, её нелегкую стезю, и отразил её в своих картинах.
Философским пониманием мирового предназначения России был близок художнику Ф. М. Достоевский, иллюстрации к роману которого «Преступление и наказание» Косенков начал создавать, будучи выпускником Харьковского художественно-промышленного института. Его линогравюры получили международное признание в 1970-х годах и были удостоены Золотых медалей на нескольких зарубежных биеннале книжной графики. Иллюстрировать Достоевского белгородский художник будет на протяжении всей жизни.
Косенков не был, что называется, религиозным художником. Но лик его Богородичной иконы — фронтиспис поэтической книги Станислава Минакова «Имярек» (1989 г., книга вышла в московском «Современнике» 1992 г.) вобрал в себя духовные чаяния русского народа, всю скорбь русских вдов и матерей.
Косенковское «Благословение» (1980 г.), на котором мать провожает солдата, скорбно крестя его сжатым троеперстием, оставлена нам как свидетельство того, что народ жил и побеждал супостата верой Христовой — вопреки официальной безбожной доктрине. Отец Станислава Косенкова, как и тысячи других отцов, не вернулся с войны. И печать сиротства послевоенного поколения сопровождала всё творчество художника. А в начале 1990-х Косенков запечатлел на своих картинах всё ту же русскую деревню, обескровленную уже новым лихолетьем. Герой цветной линогравюры «Красные овраги», представленной на нынешней выставке, — мальчишка, вписанный в ландшафт белгородских меловых разломов. К каким ветрам прислушивается он, оставшись один на один со своей землёй, не раз за последнее тысячелетие отвоёванной у врага его отцом—дедом—прадедом...
Художнику Косенкову нужно было выйти к современнику с темой стойкости и несгибаемости русского человека, как вышел герой его гравюры «Левша со шкатулкой» (1980 г., иллюстрация к известному сказу Н. Лескова). И вот уже мы видим на его картинах летящие в небо качели, прилаженные к перекладине бывшей виселицы. И девочку в лёгком платье, взмывающую в небо. А в листе «Возле хаты на бугре» — худющий мальчонка замечтался в траве. И вот он уже подпрыгивает и летит в мечтах. Ему так легко от своей родной земли достать до неба!
Работы Косенкова к рассказам Н. Лескова, иллюстрации к пушкинской поэме «Руслан и Людмила», к книге стихотворений А. Прасолова, к рассказу Е. Носова «Красное вино Победы» глубинно передают русскую жизнь со всеми её загадками, её посланием в мировой истории.
Нынешнюю выставку С. С. Косенкова составили картины как давно полюбившиеся, так и совсем неизвестные современникам. Главной темой выставки стала серия работ «Чернобыль России — деревня», созданная художником в конце 1980-х — начале 1990-х годов в селе Вшиж Брянской области. «Косенков реагировал на каждую боль России, а самой большой болью была для него умирающая деревня», — сказал о художнике на открытии выставки председатель Белгородского отделения Союза художников РФ Станислав Дымов.
Из этой скорби по ушедшей русской деревне и родились неотступные косенковские образы: сломленная ветвь плодоносной яблони, разломы и овраги Белогорья — как скорбные морщины на челе земли, разбитая вдрызг русская дорога, заколоченные окна домов... Тех домов, из которых ушли в 41-ом защитники Родины, в которых женщины и подростки собирали по крупицам свои силы, чтобы выстоять войну, поднять хозяйство. Тех домов, из которых выходили будущие учёные, военные, инженеры, врачи... И как не вспомнить, глядя на эту серию картин, стихи убитого поэта Николая Мельникова «Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве»?!
«Кто сегодня в силах вернуть к жизни русскую деревню?» — с этим вопросом и обращается к моему уже современнику художник Станислав Косенков. И здесь продолжение темы писателя Василия Белова, показавшего в своих произведениях, что мы потеряли, утратив деревню. Картины Станислава Косенкова созданы для нашего тепло -хладного времени, чтобы в самую сокровенную минуту жизни мы смогли отодвинуть, как ширму, лязгающие зубами телевизионные шоу и, глядя на неброские картины Косенкова, по-рубцовски сказать себе: «Тихая, моя родина!».
Косенков рассказал о России всему миру. Его картины хранятся в трёх десятках мировых музеев. Отдавая поклон гостеприимной Белгородчине, мне хотелось бы отметить, что здесь показательно достойно чтят своего художника. Дважды в год проходят открытия новых экспозиций работ Косенкова, в чём большая заслуга заведующей музеем-мастерской, вдовы художника А. К. Косенковой, научные конференции, конкурсы молодых художников. В центре Белгорода в 2006 г. открыт памятник С. С. Косенкову, работы его ученика А. Шишкова. Учреждена в области и премия искусства имени Станислава Косенкова.
Ирина Ушакова
Русская деревня в графике Станислава Косенкова
16 октября 2013 г.
Русская деревня в графике Станислава Косенкова
Русская деревня в графике Станислава Косенкова