Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Донецкая Народная Республика
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Запорожская область (Мелитополь)
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Луганская Народная Республика
  • Москва
  • Ненецкий автономный округ
  • Мурманская область
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Севастополь
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тульская область
  • Тверская область
  • Тюменская область
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Форумы
  • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
  • I Архангельский форум ВРНС
  • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • I Сибирский форум ВРНС
  • VIII Ставропольский форум ВРНС
  • I Челябинский форум ВРНС
  • I Пермский форум ВРНС
  • IX Ставропольский форум ВРНС
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Донецкая Народная Республика
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Запорожская область (Мелитополь)
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Луганская Народная Республика
    • Москва
    • Ненецкий автономный округ
    • Мурманская область
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Бурятия
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Севастополь
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тульская область
    • Тверская область
    • Тюменская область
    • Удмуртская Республика
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Форумы
    • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
    • I Архангельский форум ВРНС
    • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • I Сибирский форум ВРНС
    • VIII Ставропольский форум ВРНС
    • I Челябинский форум ВРНС
    • I Пермский форум ВРНС
    • IX Ставропольский форум ВРНС
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Донецкая Народная Республика
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Запорожская область (Мелитополь)
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Луганская Народная Республика
      • Москва
      • Ненецкий автономный округ
      • Мурманская область
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Бурятия
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Севастополь
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тульская область
      • Тверская область
      • Тюменская область
      • Удмуртская Республика
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Форумы
      • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
      • I Архангельский форум ВРНС
      • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • I Сибирский форум ВРНС
      • VIII Ставропольский форум ВРНС
      • I Челябинский форум ВРНС
      • I Пермский форум ВРНС
      • IX Ставропольский форум ВРНС
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Донецкая Народная Республика
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Запорожская область (Мелитополь)
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Луганская Народная Республика
          • Москва
          • Ненецкий автономный округ
          • Мурманская область
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Бурятия
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Севастополь
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тульская область
          • Тверская область
          • Тюменская область
          • Удмуртская Республика
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Форумы
          • Назад
          • Форумы
          • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
          • I Архангельский форум ВРНС
          • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • I Сибирский форум ВРНС
          • VIII Ставропольский форум ВРНС
          • I Челябинский форум ВРНС
          • I Пермский форум ВРНС
          • IX Ставропольский форум ВРНС
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Рождество в купеческом доме

        Рождество в купеческом доме

        Рождество в купеческом доме

        В ходе «великих реформ» 1860-х годов традиционный облик всех российских сословий — от крестьян до дворянства — резко изменился. Купечество перемены затронули в меньшей мере, нежели прочие сословия — или, по крайней мере, были не столь стремительны.

        Как ни парадоксально, именно в среде торгово-промышленного люда, ворочавшего крупными капиталами, дольше всего сохранялось православное мировоззрение — и связанный с ним патриархальный уклад жизни. Одна из примет этого быта — то, что еще и в конце XIX столетия в купеческой иерархии празднеств церковные праздники стояли гораздо выше светских. Главным «зимним» праздником оставалось Рождество Христово.

        К Рождеству в купеческих семьях готовились загодя. Сорокадневный Рождественский пост, начинавшийся 15 ноября и длившийся по 24 декабря, обычно держали строго. Купец Н. А. Варенцов, родившийся в 1862 году, вспоминал: «Во время моего детства посты соблюдались строго, если можно считать за строгость отсутствие мяса, рыбы, молочных продуктов и животного масла, заменяемых вкусными кушаньями, где вместо мяса и рыбы были грибы; молоко заменялось миндальным, подаваемым к чаю, к кашам и другим сладким блюдам». Одновременно начинались приятные хлопоты, связанные с грядущим праздником: хозяйка дома готовила подарки для детей, крестников и прислуги. Подарки тщательно прятались от любопытных глаз.

        Последняя неделя поста целиком отдавалась уборке жилища и закупке снеди. По словам того же Варенцова, «...за неделю до Рождества Христова радивые хозяйки начинали убирать свои квартиры, в это время превращавшиеся по виду, как будто было нашествие Батыя: вся мебель сдвинута со своих мест, сняты образа, зеркала, картины; окна, двери без драпировок; полы без ковров и половичков. Комнаты наполнялись суетливой прислугой... все они с босыми ногами, с заткнутыми подолами, с ведрами, мойками, швабрами, мочалками неистово мыли, вытирали и выметали скопившуюся пыль и грязь, полировали мебель смесью деревянного масла со скипидаром; с высоких стремянок тщательно промывали люстры, канделябры, бра, вставляя свежие свечи. Уборка начиналась обыкновенно с парадных комнат, постепенно переходя на жилые и тем внося большой сумбур в жизнь лиц, принужденных в это время быть дома». В итоге дом принимал праздничный вид. Окна и двери украшались нарядными драпировками, полы застилались мягкими коврами, по комнатам разливалось приятное благоухание помещенных в жардиньерки цветов, а перед блестящими ризами икон теплились лампадки.

        Одной лишь уборкой хлопоты не заканчивались: в последние дни Рождественского поста хозяйкам предстояло объехать рынки и запастись продуктами на все праздники, да еще так, чтобы ни за что не переплатить — между купеческими женами велось негласное соревнование: кто лучше хозяйничает. Купец Иван Кубасов делился воспоминаниями своего детства: «Уже заказаны «коцинские» окорока, магазин Миленышева, что был на Мытном рынке, должен поставить традиционных гусей и молочных поросят для заливного и жареного, ну а все остальное, разумеется, из нашего магазина. Мамочка взяла нас на Мытный рынок. Мы пришли в живорыбные садки бр. Стрельниковых. Там круглый год живая рыба: осетрина и стерлядь, судаки и лещи, жерехи и лещи, караси, окуни и проч. А пироги с рисом и осетриной, с рисом и соминой, заливной судак, отварная и паровая осетрина, стерлядь горячего копчения...»

        Главным блюдом на рождественском столе был поросенок, второе место принадлежало жареному гусю. Рядом могла стоять «...индейка с воткнутым в нее ярким фазаньим хвостом, верно, чтобы обмануть гостей, чтобы они думали, что это настоящий фазан». И это не говоря о всевозможных винах, настойках, закусках, икре, сыре, разных сортах колбасы...

        Школьники и гимназисты, если они проживали в стенах учебного заведения, на Рождественские каникулы приезжали домой. Прекращали свою работу культурные и общественные учреждения. К примеру, Московский Биржевой комитет распускался за несколько дней до Рождества — ведь, как однажды сказал его член Н. А. Найденов, «...у большинства из нас головы заняты в данное время праздничными заботами — гусями, поросятами — самое время запасаться ими». А устав Третьяковской галереи гласил, что «в праздничные и табельные дни (имеются в виду царские праздники. — А. Ф.) Галерея должна быть открыта, за исключением первого дня Святой Пасхи, Рождества и Нового года». Итак, главы купеческих семейств получали возможность поддержать супруг в их хлопотах. К сочельнику — 24 декабря — вся семья была в сборе.

        В сочельник постились особенно строго, до появления на небе первой звезды ничего не ели. В. П. Зилоти, старшая дочь П. М. Третьякова, пишет: в сочельник бывало «...свое незабываемое настроение... Выйдешь, бывало, от вечерни — смеркается; холодно на улице, а на душе тепло, а дома ждет большая, еще не украшенная елка. Пахнет смолой, и наши детские души полны ожиданием юного, веселого зимнего праздника Младенца Христа». После вечерней службы разговлялись, ели сочиво — сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы. Дети ложились спать, а в это время в гостиной взрослые наряжали большую, до четырех метров в высоту, елку. На ее мохнатых лапах были и игрушки, и пряники, и шарики, и хлопушки, и нитки бус и, конечно, множество свечей. Верхушку елки венчала «искрометная звезда». Поздним вечером детей одевали в новые костюмы и приводили к дверям гостиной.

        По словам другой купеческой дочери, Е. Л. Андреевой-Бальмонт, «В сочельник после всенощной часов в восемь мы спускались из нашей детской в залу, где за закрытыми дверями, мы уже знали, была елка. Она наполняла все комнаты своим смолистым запахом. Мы были одеты в праздничные платья и замирали в благоговейной тишине за дверью, стараясь разглядеть что-нибудь в щелку и шепотом переговаривались друг с другом. Наконец раздавались звуки музыки, одна из старших сестер играла на рояле что-то очень торжественное, похожее на церковную музыку... Двери распахивались изнутри, мы вбегали в залу, обходили дерево... Елка... в этот вечер горела недолго. Гостей не было, мы не бегали, не танцевали, а старшие были серьезно и торжественно настроены. Нас скоро услали спать, и мы, нагруженные подарками, о которых уже с осени мечтали, охотно шли к себе наверх».

        В это время детишки из семейств победнее бегали по домам и славили Христа, рассказывая хозяевам «рацеи». Купец И. А. Слонов, родившийся в бедной семье, писал: «Рацеями» назывались простые рассказы о том, как в Вифлееме в яслях родился Спаситель Мира и, по указанию звезды, к Нему пришли издалека волхвы поклониться и принести дары... После «рацеи» мы поздравляли «хозяюшку» с праздником, нам давали 3-5 копеек». Молодежь ходила по хрустящему на морозе снегу от одного дома к другому. Веселье утихало глубоко за полночь.

        Первый день Рождества начинался с посещения церкви. Весь день в доме царила суета. С самого утра, иной раз с девяти часов, начинались визиты — поздравления с праздником. Иной раз число посещенных за день домов доходило до 30-40, поэтому подолгу нигде не задерживались — многие визиты длились не более 10 минут. У близких друзей или родственников старались погостить подольше, «вкусно закусить, согреться, посмеяться, отдохнуть и ехать дальше «Христа славить». Угощали обязательно всех визитеров, приглашая их в гостиную, к длинному, накрытому белой скатертью столу. «Чего только на этом столе не бывало: конечно, водки, наливки и вина всяких сортов, среди блюд и закусок уже обязательно окорок и заливной поросенок. Окорок украшали разными рисунками из цветного теста, а кость его завертывали в пучок мелко нарезанной цветной бумаги».

        По словам В. П. Зилоти, первый день Рождества считался «мужским» днем, а второй — «женским». Объяснялось такое разделение очень просто: в первый день визитерами являлись главным образом мужчины, а уже потом жены и дочери, освободившиеся от хлопот по кухне. Как пишет купеческий сын С. А. Попов, «...считалось приличным делать визиты обязательно в первый же день праздника; дамы, занятые приемом визитеров в первый день праздника, делали визиты большей частью со второго или даже третьего дня праздника».

        Помимо родственников и знакомых, чей социальный статус, как правило, был близок статусу хозяев дома, их навещали люди более низких социальных категорий — дворники, кучера, почтальоны, вышедшие замуж служанки, стипендиаты учебных заведений, которым хозяева дома оказывали поддержку и т. п. — все они «наделялись некоторыми суммами» по случаю праздника. Почтальоны и телеграфисты обходили все квартиры с целью получить «на чай»; в конце концов, по словам С. А. Попова, они даже упорядочили свои обходы: «Чтобы скорее окончить обход, они делили квартиры между собой, и у них были при себе тетрадки, в которые вас просили списывать, сколько вы дали «к празднику», — вероятно, так было устроено ввиду общей дележки и известного недоверия друг к другу». Обязательно заходили священники, которые, становясь перед образами, пели тропари празднику и кропили святой водой всех, кто подходил приложиться к кресту.

        Для детей в этот день существовала особая программа: вновь зажигались восковые свечи на елке, которые на этот раз горели долго, так что старшим детям доверяли их менять. Нередко младшее поколение ездило «на елку» в родственные дома, где, по словам П. И. Щукина, дети получали «...подарки от радушного хозяина и смотрели туманные картины, которые показывали в зале на простыне, посредством волшебного фонаря». Вокруг елки водили хороводы, пели, «разрывали хлопушки», наряжались в бумажные костюмы и играли в другие игры.

        Нередко детей в сопровождении взрослых отправляли навестить и поздравить с праздником старшее поколение — бабушек и дедушек. С. А. Попов по этому поводу писал: «Мы с удовольствием отправлялись на это паломничество, так как бабушка всегда нас дарила деньгами, сумма по возрасту начиналась, кажется, с 5 рублей», что по тем временам было довольно большой суммой. Помимо денег, дети получали игрушки, сладости и другие подарки.

        Если первый день праздника проходил у всех одинаково, то следующие дни праздника каждый встречал по-своему — в зависимости от культурных пристрастий. Первые три праздничных дня у младшего поколения учебы не было, еще четыре дня учились вполсилы — до полудня. Оставшееся время отдавалось играм и прочим забавам. Второй день обычно посвящался близким родственникам, взрослые вновь собирались за столом. Традиционно по домам ходили славильщики, обычно ряженые в вывернутые шубы, в масках или с вымазанными сажей лицами. К гостям присоединялась хозяйская прислуга, под аккомпанемент гитары плясали казачка и камаринскую. «На темных улицах часто попадались большие группы ряженых и маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние маскарады. Затем большими компаниями катались по городу на тройках», — так описывает святочное веселье в Москве И. А. Слонов.

        Однако, судя по всему, купеческие отпрыски компанию славильщикам не составляли. Зато участвовали в гаданиях — обязательном атрибуте святочных гуляний. По словам Н. А. Варенцова, молодежь веселилась отдельно от взрослых, вместе с приехавшими в гости друзьями и подругами. «Веселье, что называется, шло дыбом: развлекались гаданьем, играми, танцами и пением. В комнаты, где веселилась молодежь, вносились плетеные корзинки, наполненные яблоками, мятными пряниками, орехами разных сортов и другими сладостями, и треск от грызения орехов шел по всему дому». Правда, гадания устраивались не во всех купеческих домах — купцы-мемуаристы об этой сомнительной для доброго христианина забаве почти не упоминают.

        В последней трети XIX столетия среди купеческих семейств распространился новый обычай — в рождественские праздники всей семьей выбираться в театр или в цирк. Е. Л. Андреева-Бальмонт отмечает: «На третий день нас возили днем в цирк или театр. Мы заранее волновались и радовались. Что мы увидим? Мне хотелось в театр, братьям — в цирк». Это свидетельство подтверждает Н. А. Варенцов: «Хозяева считали необходимым побывать в театрах, в Большое и Малом... а также в цирке».

        Чем ближе к рубежу веков, тем чаще в купеческих домах «на Рождество», т. е. на третий или четвертый день празднеств, устраивались костюмированные балы и театральные представления. К примеру, по воспоминаниям М. А. Гарелиной, в доме Морозовых-Тимофеевичей каждое Рождество устраивались роскошные балы для подросшей молодежи — или, по крайней мере, вечеринки. «Сделать большой вечер мешало то, что все дочери Марии Федоровны Морозовой... были в интересном положении и танцевать не могли». Именно из рождественских посиделок с детьми и друзьями выросла частная опера С. И. Мамонтова. В. П. Зилоти вспоминает, как однажды «на Рождество дядя Савва поставил у себя дома, в громадном, высоченном своем кабинете, «Снегурочку» Островского с музыкой Чайковского».

        Иными словами, Рождеству в купеческой среде придавалось очень большое значение. В первую очередь, конечно же, сакральное — купцы и в разгар веселья не забывали о Боге: молились, посещали приходскую церковь, жертвовали деньги неимущим. С другой стороны, праздник выполнял важную социальную функцию — поддержания старых и завязывания новых связей. Купеческие семьи жили замкнуто, но несколько раз в году — на Рождество, Новый год, Пасху — традиционно выбирались друг к другу с визитами. Конечно, по мере того как культурный и образовательный уровень купцов повышался, религиозная сторона праздника отходила на второй план, уступая светской составляющей. Однако рождественские традиции еще и в начале XX века были живы.

        Анна Федорец

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"