Неоязычество вот уже в течение многих лет пытается пошатнуть духовные основы нашего общества. Часто выдавая язычество то за безобидную затею, то за нечто исключительно загадочное, старинное и потому притягательное, то за подлинную корневую систему ценностей, его сторонники втягивают в свои ряды все большее число людей, питая ложными знаниями о древней русской истории и постепенно подменяя их человеческую начинку увлеченностью оккультизмом и прочими практикам, чуждыми православию и другим традиционным религиям, что в итоге оказывается опасным для психического и духовного здоровья человека и рано или поздно приводит к деградации и опустошению.
Целью научного мероприятия, организованного семинарией совместно с юридическим факультетом Южного федерального университета, лабораторией религиоведческих исследований “Северо-Запад” Балтийского федерального университета им. И. Канта, кафедрой «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета, Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), Региональным отделением Всемирного русского народного собора в Ростовской области, являлось рассмотрение неоязыческой угрозы духовной безопасности российского общества.
Собравшиеся рассмотрели неоязыческую угрозу с самых разных точек зрения: социологической, воспитательной, политической, богословской.
От имени председателя оргкомитета, доктора богословия, ректора Донской духовной семинарии, руководителя секретариата Регионального отделения ВРНС в Ростовской области, протоиерея Тимофея Фетисова с приветственным словом выступил иерей Алексей Овчинников – доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе Донской духовной семинарии, который подчеркнул важность и актуальность исследуемой проблемы и призвал участников круглого стола к поиску способов противодействия распространению неоязычества в Вооруженных Силах, в казачьей и молодежной среде.
Отец Алексей также говорил об опасности подмены традиционного христианского взгляда на человека через создание нового альтернативного православия, путем приспособления богословия к пороку ради его оправдания, что безусловно является результатом западного влияния. Он отметил, что наши оппоненты не прекращают попытки взлома православной идентичности и используют при этом самые разные методы.
В рамках работы круглого стола с докладами выступили общественные и научные деятели, священнослужители и магистранты семинарии. Особый интерес участников вызвал доклад одного из ведущих в стране экспертов по неоязычеству Романа Шиженского – кандидата исторических наук, доцента, заведующего лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» Балтийского федерального университета им. И. Канта на тему: «Современное русское язычество: генезис-развитие-перспективы».
Роман Шиженский отметил, что наиболее развито неоязычество в Центральном федеральном округе. Сейчас силу языческие общины набирают в Сибири. Есть понятие мировой паутины неоязычества. Во многом притягательность этого культа связано с языческой модой, модой на тату, обереги, но, разумеется реальной духовной подоплеки, какой-то подлинной философии, жизненной мудрости и тем более духовной силы, глубины за всем этим не стоит.
Оживленную дискуссию вызвало выступление Игоря Иванишко – преподавателя кафедры государственно-конфессиональных отношений Донской духовной семинарии, руководителя Отдела экспертиз и социогуманитарных исследований Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, члена Комиссии по противодействию распространения деструктивных религиозных течений Синодального комитета по взаимодействию с казачеством на тему «Актуальные проблемы проведения социогуманитарных исследований культовой и внекультовой деятельности религиозных объединений неоязыческой направленности».
Весомый вклад в рассмотрение проблематики неоязычества и изыскания эффективных способов противодействия деструктивным тенденциям внесли выступления: протоиерея Георгия Сморкалова – кандидата богословия, руководителя епархиального отдела по работе с казачеством Ростовской-на-Дону епархии, войскового священника Всевеликого войска Донского, старшего преподавателя кафедры государственно-конфессиональных отношений Донской духовной семинарии; иерея Владислава Сулейманова – руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами Ставропольской епархии, магистранта 1 курса ДДС; Дмитрия Леусенко – кандидата философских наук, доцента кафедры государственно-конфессиональных отношений ДДС; Константина Лукьяненко, старшего преподавателя кафедры «Православная культура и теология» ДГТУ и иерея Александра Орешина – настоятеля Серафимовского храма г. Ростова-на-Дону, выпускника магистратуры Донской духовной школы.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2023 года в Донской духовной семинарии реализуется программа подготовки военного духовенства. Магистерская программа содержит модуль военно-пастырских дисциплин: «Духовная реабилитация участников военных действий», «Церковное служение в Вооруженных силах и правоохранительных органах», «Церковь в условиях информационных войн», «Общевоенная подготовка», «Основы геополитики», «Военная медицина и психология», «История военного духовенства в России».
Дополнительная информация о магистерской программе «Государственно-конфессиональные отношения», консультации по правилам приема и программам вступительных испытаний по телефону: 8-903-407-35-37, заместитель руководителя отделения магистратуры ДДС, к.соц.н., Землякова Светлана Юрьевна.
Участники круглого стола сошлись в мнении, что противодействие деструктивному неоязычеству должно вестись на всех уровнях, вопрос требует обсуждения на федеральных площадках с последующим вынесением проблемы на рассмотрение законодателей.
