Очередное незаметное свершение: Россия без лишних фанфар уверенно становится флагманом строительства АЭС по всему земному шару. Причём речь идёт, фактически, о предоставлении АЭС буквально каждому государству.
Произошедшая 11 марта 2011 года авария на АЭС «Фукусима-1», вызванная двойным ударом — землетрясения и цунами, вызвала «атомную боязнь» по всему миру. Некоторые страны, такие, как Германия и Италия, сообщили по итогам общенациональных референдумов о намерении полностью отказаться от использования АЭС на своей территории. Компенсировав большие энергетические потери — в случае Германии, недополученный от закрытых АЭС объём составит порядка 12,5 гигаватт в год — альтернативной, «чистой» энергетикой. А именно — солнечной и ветровой энергией.
Тогда Россию, являющуюся одним из самых крупных эксплуатантов атомной энергии, подвергали нещадной критике, обвиняя в отсталости и пренебрежении экологией. При этом, по обыкновению, забывались важные детали предлагаемой альтернативы — низкий КПД новых систем, особенности технологического процесса изготовления солнечных батарей и оборудования для ветряков, в целом бьющего по экологии немногим меньше АЭС.
Символично, что некоторая чрезмерная оптимистичность планов по отказу от АЭС выяснилась ровно через два года после резонансной катастрофы: 12 марта в Лондоне состоялась министерская встреча представителей Болгарии, Великобритании, Венгрии, Голландии, Испании, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Финляндии, Франции и Чехии. В итоговом совместном заявлении представители стран Евросоюза выразили свою готовность к сотрудничеству в контексте «той роли, которую ядерная энергетика может играть в будущем низкоэмиссионном энергобалансе ЕС». Примечательно, что главным поводом подтверждения приверженности развитию ядерной энергетики стало сокращение выбросов парниковых газов, то есть, та же экология.
Понятно, почему традиционное франко-германское сотрудничество по общеевропейским вопросам в этот раз дало трещину. 70% всей электроэнергии Франции вырабатывается на АЭС, и присоединиться к отказу от мирного атома Парижу было бы физически невозможно. А вот обилие среди желающих развивать атомную энергию стран Восточной и Северной Европы весьма примечательно, и объясняется, прежде всего, необходимостью развития национальной энергетики на фоне дорогих углеводородных ресурсов.
АЭС по-прежнему даёт наиболее дешёвую электроэнергию. Тем более, что совсем недавно негативные последствия отказа от таковой продемонстрировала Болгария. София, после визита государственного секретаря Клинтон, отказалась от подписанного с российской госкорпорацией «Росатомом» контракта на постройку АЭС «Белене», которая должна была заменить устаревшую АЭС «Козлодуй». Представители США некими убедительными аргументами смогли склонить руководство Болгарии к отказу от уже начатого российскими специалистами строительства АЭС «Белене». Старую АЭС «Козлодуй», обслуживаемую Россией, намерены выводить из работы под предлогом заботы об экологии, а закупки необходимой энергии производить на ТЭЦ, принадлежащих США. Итоги — в том числе и политические — известны. Правительство Бойко Борисова вынужденно ушло в отставку в феврале этого года после массовых протестов граждан, разъярённых ростом тарифов на электричество вдвое. Дополнительно, Болгария должна выплатить миллиард евро неустойки «Росатому» за уже начатое, но прерванное строительство.
И, как видно, подходящих вариантов строительству АЭС так и не нашлось, поскольку сейчас в политических кругах Болгарии делаются заявления о том, что первым делом после разрешения политического кризиса необходимо будет продолжить строительство АЭС «Белене».
2 апреля британская The Times сообщила о том, что «Росатом» рассматривает возможность строительства в Великобритании новейших АЭС. Как и положено, присутствует некоторая русофобия, поскольку две немецкие компании — Npower и E.ON объявили о выходе из проекта. «Участие «Росатома» в новейшей программе строительства в Великобритании сети атомных электростанций нового поколения грозит стать политически чувствительным вопросом, — отмечает издание. — Однако после того, как немецкие компании вышли из проекта, британское правительство может оказаться в положении, когда будет просто вынуждено принять значительные российские инвестиции».
В Великобритании эксплуатируются 19 атомных энергоблоков общей мощностью 10,137 ГВт. Правительство страны рассчитывает в среднесрочной перспективе заменить устаревшие блоки на современные и к 2025 году построить 8 новых станций. Собственных проектов АЭС Великобритания не имеет.
Специалисты, такие как директор отдела энергетики консалтинговой компании Mott MacDonald Саймон Харрисон, сообщают, что последние проекты РФ в области ядерной энергетики отличаются высокими стандартами качества и многие страны мира рассматривают сейчас возможность строительства АЭС с участием специалистов «Росатома». Среди участников мартовской встречи в Лондоне упоминалась Финляндия, которая 5 апреля 2013 г. в лице компании Fennovoima предложила «Росатому» начать прямые переговоры о строительстве АЭС по российским технологиям. Fennovoima планирует в 2013 году выбрать поставщика для реакторов средней мощности, от 1000 до 1300 МВт, рассматривая в качестве кандидатов «Росатом», Toshiba (Япония) и Areva (Франция). Представитель ЗАО «Русатом Оверсиз» сообщал, что российские атомщики готовы участвовать в данном тендере, тем более, что приглашение в финский проект было весьма настойчивым.
Россия обладает уникальным и огромным опытом строительства АЭС «под ключ», референтные российские технологии хорошо известны финским специалистам и доказали свою надежность на примере АЭС «Ловииза», которая эффективно работает многие годы. Fennovoima заинтересована в предлагаемом «Росатомом» реакторе мощностью 1200 МВт проекта «АЭС-2006», который будет усовершенствован для его соответствия новейшим финским требованиям к безопасности.
В настоящее время «Росатом» имеет заказы на строительство 19 подобных реакторов вне России. Общий портфель заказов корпорации на зарубежные проекты составляет более 50 миллиардов долларов, среди приоритетных клиентов компании такие страны как Индия, Белоруссия, Вьетнам, Китай и Бангладеш. Китай в кооперации с «Росатомом» до 2015 г. планирует приступить к строительству 30 энергоблоков, до 2030 года желает построить шесть реакторов общей мощностью 9,6 ГВт ЮАР, к ядерной энергетике проявляют интерес и другие африканские государства, даже Нигерия и Египет. В соседней Беларуси, работы по строительству первого блока Белорусской АЭС идут с опережением графика на 4 месяца, второго — примерно на 8-10 месяцев. По словам первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, проводящееся в тесной кооперации России и Беларуси строительство предоставляет возможность для дальнейшего строительства АЭС в третьих странах.
Россия, как строитель АЭС, выглядит приоритетом для государств, желающих усилить свою энергетическую безопасность и снизить финансовые издержки. И, судя по всему, вполне можно делать осторожные прогнозы о том, что Россия не только будет крупнейшим поставщиком нефти в мире и газа в Европу, но в некой перспективе станет поставщиком решений энергетических проблем в целом.
Андрей Полевой
Российские АЭС: глобальные энергетические решения
Российские АЭС: глобальные энергетические решения