Одной из директив, подписанных президентом Российской Федерации в день инаугурации, стал указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». Среди прочего, в его тексте содержится требование обеспечивать всестороннюю защиту прав, свобод и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом, принять меры к расширению заграничных консульских учреждений Российской Федерации и к увеличению финансирования соответствующих проектов по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников и некоммерческих организаций, расширять российское культурное присутствие за рубежом, укреплять позиции русского языка в мире, развивать сеть российских центров науки и культуры.
То, что указ №605 следует считать началом нового периода в истории российской дипломатии, подтверждают сопутствующие события, которые также явно дали понять, какие слова в указе имеют главный приоритет. 28 февраля 2012 года был создан Российский общественный совет по международному сотрудничеству и публичной дипломатии, а его первое заседание, на котором присутствовал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, состоялось 25 мая. Из сказанного на заседании можно понять, какими средствами будет осуществляться реализация указа Президента. «Евразийская интеграция осуществляется в первую очередь и прежде всего в интересах наших народов и граждан наших государств», — заявил министр Сергей Лавров. Он подчеркнул, что «мы всегда открыты для сотрудничества, готовы поддержать реализацию полезных инициатив, которые исходят из недр публичной дипломатии».
Сергей Лавров также считает, что российские неправительственные организации (НПО) недостаточно представлены на международной арене: «Плотность присутствия НПО по различным причинам не соответствует той роли, которую Россия играет как одно из ведущих государств в мире». Глава МИД выразил надежду, что создание и дальнейшая работа Совета будет способствовать заполнению пробелов в этой сфере. Также Сергей Лавров пообещал поддержку тем российским НПО, которые продвигают на международной арене интересы России и ее граждан, в первую очередь — в пределах СНГ, и выразил надежду на то, что принятые решения позволят привлечь на внешнеполитическое направление «колоссальный потенциал гражданского общества».
Константин Косачёв, глава федерального агентства «Россотрудничество», представил на заседании Совета подробную программу, описывающую видение дальнейшей работы. В программе (тоже, пожалуй, впервые) изложена реальная социокультурная ситуация на постсоветском пространстве и предложен ряд методов её улучшения, которые вполне можно реализовать. Так, было предложено вывести на первый план межгосударственного взаимодействия прагматичные и тесные формы интеграции (Таможенный союз, Евразийский союз), нацеленные на общую выгоду без дискриминации и донорства в обмен на лояльность, а также всемерно развивать методы взаимодействия, более ориентированные на общество, а не на власти («от интеграции кабинетов к интеграции улиц»). Русская диаспора, по словам Косачёва, может превратиться из изгоя и «последствий оккупации» в катализатор интеграции — при условии проведения последовательной государственной политики на этом направлении.
Другими словами, впервые было заявлено, что отныне главным выразителем интересов России и соотечественников будут НПО. Новость, вне всякого сомнения, радостная. Хотя нельзя не признать, что она была бы ещё ценнее, прозвучи на несколько лет раньше: Косачёв честно признал, что запуск механизма российских НПО осуществляется в условиях, когда аналогичные организации, представляющие другие государства, уже давно работают на этом поле, накопили и систематизировали огромный опыт, в большой степени контролируют общественное мнение, обладают превосходящими финансовыми и медийными ресурсами. Однако инициативы президента РФ, МИДа и «Россотрудничества» можно лишь приветствовать.
Неправительственные организации — великолепный и даже уникальный инструмент для непосредственного диалога с обществом, причём амплитуда применения этого инструмента поистине неограниченна. Достаточно посмотреть на череду переворотов и потрясений в государствах от Сербии и Украины до Сирии и Ливии. К тому же, деструктивные явления на постсоветском пространстве имеют такую характерную черту: в качестве эмоционального ресурса всегда использовалась взращенная русофобия. Это само по себе прямо угрожает интересам России и непосредственно затрагивает повседневную жизнь соотечественников. Чтобы противостоять таким ситуациям, гибко реагируя на изменения обстановки, необходимо иметь собственную сеть НПО.
Для НПО существует фронт работы и в тех областях, которые не связаны с правами соотечественников. В ходе состоявшегося 27 апреля видеомоста Москва — Ереван — Астана исполнительный директор Гражданского альянса Казахстана Алина Хаматдинова заявила, что НПО России, Казахстана и других стран постсоветского пространства способны организовать в ближайшей перспективе крупный совместный проект в социальной сфере. Это будет способствовать развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве. Гражданский альянс Казахстана, объединяющий крупнейшие НПО республики, в 2010 году организовал кампанию «Мы — одна команда», в рамках которой по всему Казахстану прошли сотни социальных и благотворительных мероприятий.
Внешнеполитические инициативы России, когда их осознают в полной мере, наверняка вызовут бурю возмущения и обвинения в том, что Россия начинает «культурологическую экспансию» и старается кого-то поработить своим вариантом «мягкой силы». Но вряд ли такие обвинения, которые обязательно прозвучат, стоит воспринимать всерьёз. Безусловно, существует огромное количество НПО, действующих «от имени народа США» по линии USAID, NDI, NED, IRI и множества других организаций, согласно уставу, «продвигающих демократию в развивающихся странах». И можно было бы, казалось, удовольствоваться их влиянием. Но как показывает практика, демократические права, например, русскоязычного населения интересуют такие организации куда меньше, чем, к примеру, права сексуальных меньшинств.
Так что Россия в полном праве создать такие НПО, которые заполнят досадный пробел в «распространении демократии» и защите прав человека.
Александр Вишняков, ответственный секретарь отделения ВРНС в Севастополе
Россия создаёт свою глобальную сеть неправительственных организаций
Россия создаёт свою глобальную сеть неправительственных организаций