Обнародованная весной серия указов президента России, получившая общее название «майских указов» Путина, устанавливая приоритеты и промежуточные цели экономического развития России на ближайшее десятилетие, среди прочего предусматривала значительное улучшение позиций страны в рейтинге Doing Business Всемирного банка.
К 2015 году Россия должна занять в нем место не ниже 50-го, к 2018-му — не ниже 20-го. 20 ноября стало известно, что Россия, занимавшая до того 112-е место в общем рейтинге Doing Business, прыгнула на двадцать позиций вверх, и в 2013 году вышла на 92-е место. Что может быть фактом в пользу того, что поставленная задача по части улучшения позиций России вполне выполнима, при условии сохранения темпов. Учитывая существующее изобилие рейтингов чего угодно, составлением которых занимаются десятки правительственных и неправительственных организаций, возникает резонный вопрос о причинах выбора именно Doing Business в качестве ориентира развития России, и насколько данный критерий объективен?
Отчёт Doing Business с 2003 года издаётся под эгидой Всемирного банка — международной финансовой структуры, выросшей из Международного банка реконструкции и развития, осуществлявшего финансовую поддержку восстановления Западной Европы и Японии после Второй мировой войны — известный «план Маршалла» финансировался именно по линии ВБ. Наряду с МВФ, Всемирный банк является сейчас одним из двух главных инструментов международного кредитования и может считаться структурой, способной, в силу своей деятельности и разветвлённости выдавать компетентные оценки экономики и условий ведения бизнеса в странах мира. Хотя и не без купюр — как любая организация подобного масштаба, ВБ в своей деятельности руководствуется не только экономическими, но и политическими мотивами. Де-факто, право решающего голоса по поводу решений ВБ остаётся за США, а стратегической целью ВБ является, по словам его экс-президента Роберта Зеллика, содействие «устойчивой глобализации».
Среди прочих задач ВБ обозначены: ликвидация нищеты и голода, поощрение равенства прав мужчины и женщины, сокращение детской смертности, борьба со СПИДом и другие намерения, входящие в программу «Цели развития тысячелетия», которых ООН собирается достичь к 2015 году. Есть изрядные сомнения в том, что за оставшиеся два года получится «обеспечить детям во всем мире, как мальчикам, так и девочкам, возможность в полном объёме получить начальное школьное образование». Или остановить рост числа заболеваний СПИДом — например, 25 ноября Всемирная организация здравоохранения опубликовала доклад о новых факторах распространения вируса иммунодефицита. Тяжёлое экономическое состояние Евросоюза и его отдельных членов привело к тому, что в Греции массовый характер приобретает самозаражение ВИЧ: люди идут на такой шаг ради получения пособия в 700 евро.
Однако, аналитическая и финансовая деятельность ВБ действительно заслуживает внимания. В первую очередь, из-за наличия в аналитике ВБ прозрачной методологии и оперирования категориями одного порядка. Что, несмотря на очевидность построения работы именно таким образом, далеко не является общепринятой практикой: во многих ежегодно публикуемых рейтингах от различных агентств можно увидеть изучение состояния науки или национальной экономики государства через его ВВП и свободу слова одновременно, и прочие удивительные, с точки зрения статистики, методы систематизации данных.
Суммарный рейтинг страны в Doing Business складывается из таких параметров: создание предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности. То есть, все ключевые пункты, с которыми обычно приходится столкнуться предпринимателю, приступающему к созданию промышленной или торговой компании в соответствии с требованиями законодательства или общей практикой. Точками отсчёта служат временные и финансовые затраты, которые должен понести рядовой гражданин для успешной реализации конкретного пункта — и, соответственно, чем меньше денег и календарных дней необходимо для запуска предприятия, тем выше государство стоит в рейтинге Doing Business.
В своих оценках Doing Business оперирует стандартизированными моделями с большим количеством граничных условий. Например, «регистрация собственности» в Doing Business выглядит как сделка между сторонами — обществами с ограниченной ответственностью, на 100% отечественными частными компаниями, расположенными на периферии города, являющегося крупнейшим деловым центром страны, имеют штат из 50 законно нанятых сотрудников и осуществляют коммерческую деятельность общего профиля.
Аналогичным образом описывается предмет сделки, имущество, подлежащее регистрации. Оно полностью принадлежит продавцу, имеет стоимость, в 50 раз превышающую доход на душу населения, не обременено никакими залогами, на протяжении последних 10 лет имело одного и того же владельца и т. д. Параллельно аналитике ВБ, на основе его исследований свой доклад «Уплата налогов» обычно готовит сеть PricewaterhouseCoopers (PwC). Методика расчётов сходна с Doing Business: в зависимости от нагрузки на условную компанию малого или среднего бизнеса стране присваивается место в рейтинге. Результат складывается из оценок по трем параметрам: расходы на уплату всех прямых налогов, потраченное на это время, количество платежей.
Основные успехи России связаны с упрощением процедуры уплаты налогов — со снижением временных затрат на подготовку отчетности и уменьшением количества платежей. Модельная компания России проводит семь налоговых платежей в год, что на 20 платежей меньше, чем в среднем по миру. По этому показателю Россия занимает 10-е место среди всех стран мира. На сдачу отчетности у российской модельной компании уходит 177 часов, что на 31 час меньше, чем в среднем по миру. Однако, уровень налогового бремени в России очень высок — 143-е место с результатом в 50,7% от прибыли.
В целом, Doing Business констатирует, что устранение многих административных барьеров в РФ привело к снижению временных и денежных издержек на подключение к электросетям — плюс 67 позиций по субиндексу (фиксированные тарифы на подключение с 1 июня, 120-дневный предельный срок подключения). Легче стало получить разрешение на строительство (совокупный процесс теперь занимает 297 дней вместо 344), вдвое сократилось и время регистрации собственности — с 44 до 22 дней (правительство утвердило 20-дневный лимит по перерегистрации прав собственности на недвижимость). Начал ощущаться эффект от мер, принятых ранее — в 2009 году Российская Федерация ввела новую систему обмена данными, позволяющую торговым операторам представлять таможенные декларации и сопроводительные документы в электронном виде. С того времени число пользователей этой системы выросло, и в настоящее время она является самым популярным способом подачи таможенных деклараций.
Между условиями на местах в 30-ти городах России, которые изучает Doing Business, различия характеризуются как «незначительные». Однако, на практике всё иначе. С учётом всех факторов, проще всего вести бизнес в Ульяновске, регистрировать предприятия — в Санкт-Петербурге, собственность — в Калуге, а строить — в Сургуте. Регионы России могут различаться по количеству необходимых процедур и времени на их реализацию на порядок.
Среди прочего, рейтинг Doing Business говорит о том, что для дальнейшей реализации предпринимательского потенциала России необходимо решать вопросы доступа к кредитованию, защиты прав инвесторов, снижения налогообложения для малого и среднего бизнеса, гарантированного исполнения договоров и разрешения неплатежеспособности. То есть, ограничиться достаточно простыми мерами, такими как внедрение электронных систем документооборота и введение единых тарифов, больше не получится. Для дальнейшего прогресса необходимо сформировать и выполнить полноценную стратегию экономического развития, как государства, так и каждого региона.
Понимание этой необходимости, очевидно, существует: 31 октября помощник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Белоусов заявил, что есть идея «сделать что-то наподобие национального рейтинга регионов», который будет в дальнейшем использован для достоверной оценки ситуации в каждом субъёкте Федерации. И станет индикатором того, какие меры необходимо принять в каждом конкретном случае, с учётом локальных условий.
Андрей Полевой
Россия: рост в рейтинге Всемирного банка
Россия: рост в рейтинге Всемирного банка