РКК «Энергия» закончила технический проект перспективного космического корабля (ППТС), сообщает заместитель генконструктора по стратегии развития бизнеса и международной деятельности РКК «Энергия» Александр Деречин.
«Мы завершили технический проект — 1666 томов, сейчас начата его экспертиза. Проект идет очень сложно, сначала нам дали ТЗ (техническое задание) для крылатого корабля, потом корабль стал вертикальной посадки, теперь у нас корабль в основном предназначен для дальних полетов», — сказал Деречин на форуме «Инфоспейс».
РКК «Энергия» в апреле 2009 года победила в тендере на разработку эскизного проекта перспективного российского пилотируемого космического корабля. Деречин отметил, что сейчас Россия является единственной страной, которая предоставляет услуги по доставке астронавтов на МКС. «Но очень скоро конкуренция нас отбросит с этого места», — сказал Деречин. Он напомнил, что в США развиваются сразу несколько проектов пилотируемых кораблей — это корабль «Орион» для дальних полетов, корабли коммерческих компаний Dragon, Dream Chaser и ряд других. «Нас ожидает очень жесткая конкуренция», — сказал Деречин, напомнив, что до сих пор для будущего российского корабля нет ракеты.
О сроках реализации проекта сообщал ранее глава Роскосмоса Владимир Поповкин. В частности, он говорил, что новый российский пилотируемый космический корабль, на котором можно будет выполнять длительные полеты и отправляться к Луне, будет создан к 2018 году, тогда же начнутся его беспилотные испытания.
Предусмотрено создание нескольких модификаций корабля, предназначенных для полетов на земную и окололунную орбиту, ремонта космических аппаратов, а также для сведения с орбиты вышедших из строя спутников и крупных фрагментов космического мусора. Пилотируемый космический корабль нового поколения будет приземляться в десять раз точнее «Союза» за счет применения парашютно-реактивной системы посадки.
Проблема ракеты-носителя следующего поколения остается ключевой для судьбы пилотируемой космонавтики. Легендарная советская ракета сверхтяжелого класса «Энергия», на которой летал «Буран», являлась и по прежнему остается непревзойденным лидером в своем классе. Однако это величайшее достижение Русской цивилизации было утрачено (как и программа «Буран»), вместе с гибелью «советской империи». 15 мая 2007 г. в средствах массовой информации прозвучало мнение, что при наличии средств и задела современной российской космической промышленности потребовалось бы 5-6 лет для возрождения «Энергии». Как пишет в своей книге великий русский ученый, главный конструктор ракеты «Энергия» Борис Иванович Губанов, «отказ от всего наследия программы «Энергия-Буран» привел к значительной технологической деградации российской космонавтики. Например, мы фактически потеряли водородные технологии... Скажем больше — мы разучились делать большие ракеты».
Высказывания российских специалистов подтверждают эти слова. Без «Бурана» отечественная наука, на десятки лет опередившая иноземных конкурентов, вынуждена изобретать свой же велосипед. Особые надежды российская космонавтика связывает с тяжелой версией ракеты-носителя нового поколения «Ангара 5». Но это надежды усеченного типа.
Так, ракета-носитель «Ангара 5» может быть использована для запуска на низкие околоземные орбиты пилотируемого транспортного корабля, разрабатываемого Ракетно-космической корпорацией (РКК) «Энергия», однако ее грузоподъемности не хватит для путешествий в дальний космос, сказал президент, генеральный конструктор РКК Виталий Лопота.
Первый испытательный запуск пилотируемого транспортного корабля нового поколения будет проведен с использованием ракеты «Зенит» с космодрома Байконур. Однако «Зенит» также не способен вывести корабль в межпланетное пространство.
Ситуация вынуждает Роскосмос пользоваться стареющими технологиями. К 2018 году на космодроме «Восточный» (Амурская область) будет построен стартовый комплекс для новых ракет «Ангара», сообщил генеральный директор ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) Александр Фадеев. «Площадку для строительства уже выбрали. Полагаю, работы на ней стартуют в этом году», — сказал А. Фадеев в интервью газете «Известия». Отвечая на вопрос, на какой ракете будет осуществлен первый пилотируемый запуск с «Восточного», намеченный на 2018 год, А. Фадеев сказал: «На ракете-носителе «Ангара». Это будет тяжелый вариант — «Ангара 5», адаптированный под пилотируемые запуски».
По сообщению газеты «Известия»
Россия подготовила технический проект пилотируемого космического корабля для полетов на Луну и Марс
Россия подготовила технический проект пилотируемого космического корабля для полетов на Луну и Марс