В середине мая заработает администрация Северного морского пути. Центральный офис этого федерального казённого учреждения откроется в Москве при Федеральном агентстве морского и речного судоходства.
Наш СМП выгоден для связи Европы с Азией: от северных европейских до северных азиатских портов суда идут заметно быстрее, чем через Суэц, а затраты на топливо снижаются более, чем в два раза.
Американские учёные утверждают, что к середине нашего столетия СМП будет доступен вообще для всех судов, а не только для ледового класса (сегодня их соотношение в мировом флоте составляет 99 к 1). Это можно назвать историческим изменением в структуре мировой торговли, сообщает аналитическое исследование «Однако».
До полного открытия СМП по разным прикидкам остаётся ещё около 10 лет. За это время Россия должна успеть переоснастить ледокольный флот, ввести в строй новые танкеры, приспособленные для высоких широт, восстановить инфраструктуру портов, вдохнуть новую жизнь в города, оборудовать спасательные службы и прочая, и прочая. В частности, здесь планируется создать 10 центров МЧС, развернуть спутниковую группировку, сформировать местные органы администрации СМП.
А для того, чтобы расширить своё присутствие в Арктике, невозможно придумать ничего лучше, чем полновесную функционирующую торговую магистраль с развитой инфраструктурой под российским контролем. Для этой задачи и создаётся администрация СМП. Её функции недвусмысленны: выдача разрешений на проход судов, согласование гидрографических и иных работ в акватории СМП, комплексный мониторинг обстановки на СМП, управление поисково-спасательными мероприятиями, информационное сопровождение судов.
Администрация будет следить за тем, чтобы все суда на СМП были технически приспособлены к плаваниям в высоких широтах. Это означает право высаживать российскую инспекционную команду на любое судно, которое заявляет о намерении пройти СМП.
Также администрация будет контролировать наличие у судоперевозчика страховки, способной покрыть убытки от возможной аварии и разлива нефтепродуктов. Понятно, что в Арктике разлив нефти причинил бы невероятный ущерб. На уровне ООН этот регион относится к категории «постоянно покрытых льдами» и потому обладает крайне ограниченной способностью восстановления. К тому же у России довольно много заповедников вдоль линии побережья Северного ледовитого океана.
Поскольку даже летом отдельные льдины и ледяные поля встречаются на протяжении всего СМП, судам будет предоставляться ледокольное сопровождение на обязательной основе. Размер платы за проводку судна в акватории СМП определяется в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
Но самое важное, по мнению автора исследования: учреждённая администрация — это орган управления некоей территорией, обозначенной как «акватория СМП». С востока она ограничена линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада — меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин шар, Карские ворота и Югорский шар. Российская заявка на хребет Ломоносова и его ресурсы, то есть на дно Северного ледовитого океана, пока находится в стадии согласования в ООН и встречает сопротивление США, Дании и Норвегии. А вот акватория над этим дном — от берега и до льда уже де-юре подконтрольна России.
Юридически Северный морской путь теперь однозначно и законодательно поименован как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике». То есть Россия на бумаге уже приватизировала одну из самых перспективных судоходных артерий XXI века целиком, и никаких попыток пройти СМП без российского контроля быть не может, сколько бы льды не таяли.
По сообщению журнала «Однако»
Россия оформила свое право на Арктику
Россия оформила свое право на Арктику