7 января на страницах авторитетного издания «Forbes» появилась достаточно еретическая статья из сферы экономики под названием «Почему экономика России не рухнет». По словам её автора Марка Адоманиса, на протяжении десяти лет он изучил огромное число аналитических обзоров, которые, так или иначе, обосновывали вывод о неизбежном и скором крахе экономики России, который должен наступить через считанные месяцы. Несмотря на то, что эти аналитические обзоры были писаны мастерами своего дела — как их характеризует Адоманис, «людьми, чей рабочий день посвящён ненависти к российской экономике», — сам журналист признаётся, что чем дальше, тем больше он склонен строить собственную аналитику, которая, скорее всего, будет отличаться от мнения его коллег.
Несмотря на вполне разумные, по словам Адоманиса, обвинения в коррумпированности российской экономики и её зависимости от экспорта энергоресурсов, посткризисная Россия демонстрирует устойчивый экономический рост в 3-4% ежегодно, что превышает показатели большинства стран ЕС. По мнению обозревателя, наблюдая за ситуацией в России, лично он укрепляется в уверенности, что экономика России погибать не собирается, стабильность действующей экономической модели РФ была недооценена и, скорее всего, Россия продолжит постепенное экономическое развитие — без обрывов и революционных потрясений.
Марк Адоманис приводит несколько доводов, которые, по его словам, демонстрируют ошибочность предположений о существенном ухудшении российской экономики и надежд на скорую смену власти в нашей стране. Несмотря на то, что, по мнению обозревателя «Forbes», Евросоюз может оказаться не в состоянии выйти из депрессии вовсе, динамика цен на нефть не содержит признаков скорого обвала. Кроме того, несмотря на многочисленные упрёки в том, что Россия распоряжается нефтедолларами безрассудно и безответственно, РФ имеет один из самых больших золотовалютных запасов в мире, которые, обращает внимание Адоманис, находятся в чёткой корелляции с ценами на нефть. И, поскольку цены на нефть вряд ли будут падать критично — по крайней мере, пока к тому нет предпосылок — ожидать резкого уменьшения ЗВР России также неразумно. В январе-октябре 2012 года Россия показала профицит в 1,4%, что меньше, чем в 2011 году, но всё таки это профицит, о котором большинство сейчас может только мечтать.
Марк Адоманис, анализируя российский бюджет, опирается на доклад Института Егора Гайдара, который характеризует как «вряд ли связанный с Кремлём», изобилующий критикой в адрес властей и выдержанный в мрачных тонах. Однако, абстрагировавшись от «мрачных тонов», Адоманис приходит к выводу, что даже из этого источника складывается впечатление о сбалансированности российского бюджета, а многочисленные сигналы о перевооружении российской армии не выходят за рамки платежеспособности. Рынок труда в России, как пишет Адоманис, «не может служить моделью для кого-либо ещё, но он более стабилен, чем когда- либо в постсоветский период». Уровень безработицы в России «позволит правительству, при нужде, провести некоторые реформы рынка труда».
В конце своего аналитического обзора Марк Адоманис сообщает, что он не призывает всех копировать российский опыт, в российской экономике есть слабые места — в первую очередь, отставание несырьевых отраслей, которые будет необходимо прикрыть. Однако, экономика России кажется достаточно гибкой и крепкой, чтобы противостоять возможным вызовам, и было бы большой ошибкой позволить «неприязни к Владимиру Путину» затуманить наблюдения за движением России, экономика которой будет расти в ближней и среднесрочной перспективе.
Нельзя не воспользоваться возможностью, чтобы отметить то, что ускользнуло от обозревателя «Forbes»: да, отрицать, что в настоящее время львиная доля российского бюджета «завязана» на доходы от продажи углеводородов, не получится при сколько-нибудь добросовестном изучении. Однако, изучая статистику экспорта РФ за последние годы, можно отметить, что существуют пока слабые, но обнадёживающие тенденции — немного, на грани погрешности, но растёт даже экспорт станков и оборудования. И, объективно говоря, в условиях, когда весь мир находится в рецессии, уверенно торговать можно либо хлебом, либо углеводородами.
Несмотря на то, что факт появления комплиментарной по отношению к России статьи на страницах «Forbes» вполне годится на сенсацию, мнение Марка Адоманиса — это мнение одного Марка Адоманиса. Но с ним солидарны и весьма более разветвлённые и влиятельные структуры. Например, «National Intelligence Council» («Национальный совет по разведке»), консультационная, в том числе и по отношению к президенту США, структура, которая готовит ближне- и среднесрочные прогнозы по самым разным направлениям. Наиболее известными плодами её деятельности являются обзоры «Глобальные тенденции-20ХХ: альтернативные миры», регулярно публикуемые с 1997 года.
В ранних прогнозах NIC России, как нетрудно догадаться, ничего хорошего не обещали. Например, опубликованный в 2000 году прогноз на 2015 год сулил нашей стране падение населения со 146 миллионов человек до 130. В действительности же, по состоянию на данный момент, население РФ составляет 142,3 миллиона человек. При этом у нас хоть и зыбкая, но впервые за постсоветское время положительна динамика прироста. А вот с Украиной, например, авторы доклада угадали больше. С 2000 по 2015 годы, по мнению аналитиков NIC, население нашего соседа должно было сократиться с 49,153 миллионов до 45,295. Как сообщали украинские СМИ, рубеж в 45 миллионов человек Украина преодолела в прошлом году, так что прогнозная цифра в данном случае оказалась даже завышенной. Относительно российской экономики авторы придерживались «общепринятых» взглядов, суля России стагнацию, безработицу, вымирание и всеобщее одичание из-за «хронических экономических трудностей».
Однако, в 2008 году, экстраполируя 2025-й, аналитики NIC уже признают, что шансы выстроить эффективную экономику у России всё-таки есть, более того, с ней необходимо дружить по целому ряду направлений. Последний отчёт «Глобальные тенденции-2030» вообще имеет качественно иную тональность. Авторы меняют риторику с констатационно-победительной на призывающе-предостерегающую. В частности, глава NIC Кристофер Коджем отметил: «В ближайшие 20 лет Россия сможет играть более весомую роль в мире, если модернизирует свою экономику. Россия по-прежнему находится в сильной зависимости от добычи полезных ископаемых, в особенности нефти и газа, и если Россия не сумеет создать более диверсифицированную экономику и более либеральное внутригосударственное устройство, то она может стать возросшей угрозой для региональной и глобальной безопасности».
Как тут не вспомнить поразивший многих геополитический разворот Збигнева Бжезинского, который после десятилетий ничем не скрываемых действий по максимальному ослаблению, а в идеале — направленных на полную дезинтеграцию России, вдруг начал сообщать прямо противоположные вещи, которые сводились к тому, что раз уж аналитики «проглядели» скорое мировое лидерство Китая, а Россию уничтожить не удалось, то необходимо как можно скорее «вписать» её в западную орбиту для противодействия Китаю. Тем более, что NIC утверждает: именно Россия способна опробовать и даже внедрить новые методы преодоления кризиса и выхода на новые рубежи.
Интересный факт — если во всех прежних докладах аналитики NIC уделяли большое внимание Украине, её западным устремлениям и похвальной скорости евроинтеграции, то в последнем обзоре Украина отсутствует вовсе. Что дало возможность уже украинским аналитикам составить неутешительные прогнозы...
Таким образом, медленно, но верно в западном экспертном сообществе, как среди одиночек, так и среди почтенных структур, меняется парадигма. Мир действительно изменился: США уже не гегемон, скоро лидером будет Китай, а Россия, несмотря на все прогнозы и активное противодействие, не только держится, но и развивается. Что наверняка будут учитывать — причём как бизнес-круги, ищущие стабильности, так и те, кому интересно, чтобы стабильности в России не случилось, а бизнес-круги по этой причине тяготели к другим регионам мира. Иначе как можно понимать фразу главы одного из ведущих аналитических агентств, что без либерального внутригосударственного устройства Россия может превратиться в угрозу региональной и даже общемировой безопасности?
Александр Вишняков
Россия не только держится, но и развивается
Россия не только держится, но и развивается