10 декабря исполняется 190 лет со дня рождения основоположника цивилизационного подхода к изучению мировой истории, создателя русской геополитики и социологии, автора знаменитой книги «Россия и Европа» Н. Я. Данилевского.
Ещё в шестидесятые-семидесятые годы XIX века, на много лет предвосхитив Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби, Самюэля Хантингтона, Николай Яковлевич разработал концепцию культурно-исторических типов, которая ныне вошла в широкий научный оборот как теория цивилизаций. По мысли Данилевского, история человечества не может быть сведена к единой линии восходящего прогресса, но состоит из развития ряда отдельных историко-культурных сообществ — таких как арабское, китайское, индийское, романо-германское, славянское и т. д. При этом начала каждой цивилизации не передаются народам другого типа: всякий народ либо развивает собственные начала, либо превращается в этнографический материал для чужого процветания.
Как и многие открытия отечественных талантов, концепция культурно-исторических типов поначалу была встречена в штыки скептически настроенным общественным мнением и получила признание лишь тогда, когда аналогичные идеи (с опозданием на десятилетия!) были изложены западными мыслителями. Вековая беда российской интеллигенции, заключающаяся в гипнотическом воздействии соседней цивилизации, в ученическом следовании западным образцам, — беда, существенно задержавшая развитие оригинальной русской мысли, — была впервые с научной основательностью вскрыта и доказана в трудах Данилевского. Сколько бы русские ни стремились войти в пространство западной цивилизации, сколько бы ни отказывались ради этой эфемерной цели от собственного прошлого и собственных интересов, но даже ценой подобных жертв мы никогда не будем приняты на равных в чужую семью. Предсказания Данилевского об иллюзорности «общеевропейского дома» для России неоднократно подтвердились в более поздней и совсем недавней нашей истории. Если бы мы внимательнее относились к выводам отечественного гения, многих потерь наверняка удалось бы избежать.
Идеи Данилевского приобретают особую актуальность сегодня, когда на повестку дня встает вопрос о защите гуманитарного суверенитета России. Подобно тому, как десять или двадцать лет тому назад центральное значение для мыслящих людей России имели книги и статьи И. А. Ильина, предостерегавшего от опасности распада государства, выстраивавшего в своих работах концепцию сильной власти, способной обеспечить единство державы, в 2010-е годы императивом общественно-политического и гражданского действия становятся идеи Н. Я. Данилевского, призывавшего отстаивать цивилизационную идентичность, культурно-историческую самобытность нашей страны. семейная виза в Англию
При этом Данилевского ни в коем случае нельзя упрекнуть в «ограниченном национализме», отвергающем достоинства других народов. Напротив, его теория направлена против цивилизационнного расизма, пытающегося свести прогресс всего человечества к развитию единственной европейской культуры, а достижения остальных народов объявить «ненужной бессмыслицей». По системе Данилевского, например, «Китай есть столь же законное и поучительное явление, как Греко-Римский мир или гордая Европа».
Наследие Николая Яковлевича Данилевского остаётся чрезвычайно актуальным и в наше время, когда на мировой арене идеи культурной и политической многополярности борются с идеями глобальной гегемонии. Мы гордимся тем, что основы социально-исторического учения, оправдывающего самодостаточность всех мировых цивилизаций, заложены нашим соотечественником, выдающимся русским мыслителем.
Россия как страна-цивилизация. К юбилею Николая Яковлевича Данилевского
Россия как страна-цивилизация. К юбилею Николая Яковлевича Данилевского