Интеграционная сущность Российской цивилизации, присущее ей стремление к формированию горизонтов совместного духовного опыта, свойственный ей глобально-евразийский характер и соборно-персоналистический смысл органически следуют из ее гуманистических начал, творчески воспринятых от Византии.
В духовном облике России более чем в облике Византии присутствуют черты милосердия, сострадания, жертвенности, совестливости, сердечности, братского единения в любви и соборности. Россия стремится обрести глубинные основания социальной жизни, социальных и правовых порядков в ценностном порядке соборности и сердечной любви. На фоне византийского российский гуманизм выделяется своими деятельными, преображающими, эргетическими началами, что сделало Россию одной из наиболее динамично развивающихся цивилизаций в истории человечества.
Россия со всем основанием может быть названа гуманистической цивилизацией. Она может быть охарактеризована как цивилизация евразийского гуманизма. Присущая ей этика достоинства сыграла колоссальную роль в оформлении гуманизма на всем Евразийском континенте. Как вселенной евразийского гуманизма России принадлежит существенная роль в формировании Евразии как духовной целостности.
Россия со всем основанием может быть увидена средоточием евразийской гуманистической традиции, оплотом и защитником гуманистических ценностей Евразии – ценностей свободы, духовно-творческого самовыражения, человечности, связывающей личности солидарности и взаимного служения.
8. Россия как космос Экологической цивилизации
Формы и ценности Экологической цивилизации были раскрыты в византийской истории. В своем уникальном историческом пути Византийская цивилизация определила и выразила основополагающие экологические принципы, явила зрелое и развитое экологическое сознание. В сфере экологии Византия предложила ценностные стандарты и ориентиры, которые стали достоянием всего человечества. Их осваивали и ими вдохновлялись различные цивилизации и культурные миры.
Парадигмальное представление о жизнестроении для Византии было связано с понятием дома (οἶκος) (1). Представление о доме было ключевым жизнестроительным смыслом частной, государственной и церковной жизни. Оно конституировало все сферы социального бытия Византии, являлось основанием византийского общественного устройства. Оно отражалось в византийской исторической, экономической, естественнонаучной и социально-политической мысли, религиозной философии и теологии, породив множество терминов значимых как для византийского, так и современного культурного сознания (2).
К самой Византии в целом прилагалось понятие Дома, сама Византия рассматривалась и осознавалась ее обитателями как один грандиозный Дом (3). При этом, понятие дома совпадало с понятием семьи(также οἶκος), что придавало особый смысл всем реальностям, отраженным в этом понятии. Дом рассматривался в русле семейно-родственных отношений между отдельными людьми, странами и народами, между человеком и космосом, наконец, между человеком и Богом.
Византийская парадигма жизнестроения исходила из духовно насыщенного представления о доме-семье. Модель семейно-домовой общности распространялась на экономическую, национальную, государственную, церковную и духовную жизнь. В доме-семье человек ощущал себя ответственно сопричастным бытию других людей, бытию всего мироздания и бытию Бога. Дому-семье свойственны родственная забота, поддержка и внимание. В нем раскрывается глубинное родство людей между собой, их родство с космосом и с Богом.
Именно на основании представлений о семейно-домовой общности византийцами осуществлялись вселенские, универсальные (οἰκουμενικος) миростроительные задачи – формировалась византийская культурная ойкумена (οἰκουμένη), явившаяся воплощением византийского экологического сознания, связывающего экологическую тему, то есть все имеющее отношение к домоустройству (οἰκολογικός) (4) с представлением о семье.
Византийское понимание ойкумены подразумевало взаимодействие стран и народов на основании особой открытости. Эта открытость выражалась во включении народов и стран в обогащающее их византийское культурное пространство на правах суверенных субъектов, без подавления их культурного своеобразия и насильственной ассимиляции. Она предполагала обретение подлинной универсальности и вселенскости (οικουμενικότητα) через осуществление идеала мировой семьи (5).
В своей истории Византия воплощала идею культурно-цивилизационного Дома-Семьи, приоритетной задачей которого было сбережение и творческое возделывание природной и культурной среды, сохранение и преумножение природных и культурных благ, защита и воспроизведение природных и культурных ресурсов. В цивилизационной истории человечества Византия была выразителем и носителем экологической идеи, подлинно Экологической цивилизацией.
Глубинный исторический опыт Византии позволяет раскрыть подлинный смысл проекта Экологической цивилизации. Основные ценностные принципы Экологической цивилизации воплощены в византийской истории. Речь идет об осуществлении естественных культурных прав человека – неотъемлемых атрибутов бытия личности как субъекта культурного творчества. Во-первых, права на культурное наследие и своеобразие, права на идентичность, права на творческое освоение и продолжение традиций. Во-вторых, права на природное наследие, то есть права на соучастие в жизни природных систем, права на их сохранение, преображение и творческое возделывание, что неразрывно связано с культурным созиданием, предстает базисом культурного творчества личности. И, наконец, права на развитие, то есть права на культурно-цивилизационное совершенствование, на суверенное модернизационное движение, права на вхождение в современность и, следовательно, права на будущее.При этом право на развитие осуществляется в гармонии с правами на идентичность и природное наследие, на их основании, а не вопреки им.
Будучи историческим выразителем культурных прав человечества, Византия может быть охарактеризована как цивилизация культурной справедливости — цивилизация, в которой субъекты культурного права в виде отдельных людей, стран и народов обрели наиболее благоприятные условия для осуществления культурного творчества, где была создана предельно благоприятная среда для культурного самовыражения человека.
В византийской истории реализовывался цивилизационно-экологический проект. Воплощенный византийской историей экологический императив означал сохранение культурного и природного наследия как источника развития будущего.
Идея Экологической цивилизации – византийская идея. Византия несла начала Экологической цивилизации. Парадигма Экологической цивилизации укоренена в ее глубинной истории, заложена в вековых традициях ее исторического пути. Она означает обретение материального благосостояния, развитие экономики, науки и техники в неразрывной связи со сбережением культурного наследия и природы. Она означает поиск оптимального сочетания традиций и инноваций, видение традиций источником синтезирования новых цивилизационных форм. Она означает реализацию права стран и народов на суверенный самобытный путь, устойчивое развитие, в центре которого находится человек.
Восприняв ядро Византийской цивилизации, Россия творчески воспроизвела его ценностное содержание. В своем историческом опыте Россия созидательно воплотила в жизнь византийский экологический императив, освоила, сохранила и транслировала стержневые принципы построения византийской ойкумены. Исторической миссией России стало их распространение на иные, более обширные географические пространства и культурные миры.
Специфика российского цивилизационного строительства находит свое раскрытие в представлении о доме.
Будучи стержневой парадигмой российского жизнестроения, образ дома соединяет в себе несколько смысловых планов. В российской цивилизационной лексике слово «дом» наряду со значением жилища и места обитания человека, также означает семью и родную землю – малую и большую Родину. Причем, слова «семья» и «Родина» имеют изначально тождественное значение, и слово «семья» содержит в себе смысл служения(6). Представление о доме-семье преодолевает рамки кровно-родственных отношений, и через понятие семьи-родины, проецируется на всю Российскую цивилизацию. Последняя раскрывается как большая Родина – единое цивилизационное здание, Дом, выстроенный на принципах Семьи, то есть общего служения совместно живущих людей и народов, разделяющих чувство глубокой сердечной привязанности к своему родному Дому-Семье, наделенному архетипическими чертами матери.
Пространство Российской цивилизации, подобно византийскому, зиждется на признании всеобщего родства людей, на принципах родственной открытости, выражающейся во всемирной, вселенской