Тезис о том, что Россия не только страна, но и цивилизация, далеко не нов. К нему приходили многие философы, духовные, общественные лидеры и политические деятели — от выдающегося русского мыслителя В. Я. Данилевского до Владимира Путина, президента Российской Федерации.
Естественным образом возникает вопрос: по каким критериям Россия отличается от прочих культурных и мировоззренческих общностей, которые можно назвать цивилизациями? И в первую очередь — от цивилизации «западной», предлагаемой сейчас в виде панацеи. Этот вопрос тем злободневнее, поскольку наблюдается очевидно назревшая необходимость чёткого позиционирования: каково место России в стремительно меняющемся мире, и по каким правилам разумнее выстраивать собственную жизнь? Попытки дать ответ на этот фундаментальный вопрос давно звучат на самых высших уровнях. Например, речь Владимира Путина на состоявшемся 19 сентября юбилейном, десятом международном форуме «Валдай» была во многом посвящена данной тематике.
Владимир Путин подчеркнул, что для россиян, для России всей вопросы: «Кто мы?», «Кем мы хотим быть?» — звучат все громче и громче. Движение вперед, по словам президента, невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции. Причём необходимо признать тот факт, что восстановление идеологии СССР, равно как и идеализирование России до 1917 года, вряд ли поможет в данный исторический период.
Президент указал на то, что основные направления сегодняшней конкуренции — экономико-технологическое и идейно-информационное. Обостряются и военно-политические проблемы, и военно-политическая ситуация. Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении. Но главное, что будет определять успех, — это качество общества: интеллектуальное, духовное, моральное. Поскольку экономический рост, благосостояние и геополитическое влияние — это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность.
Владимир Путин подчеркнул, что национальная идея, как показывает практика, не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, так же как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что, по словам президента РФ, стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету — неотъемлемая часть нашего национального характера.
«Нам всем: и так называемым неословянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам — всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития. Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. Нельзя даже не перекидывать, а пинать будущее страны, как футбольный мяч, окунувшись в оголтелый нигилизм, потребительство, критику всего и вся или беспросветный пессимизм. А это значит, что либералы должны научиться разговаривать с представителями левых взглядов и, наоборот, националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно еще любого другого национализма и сепаратизма, мы встаем на путь уничтожения своего генетического кода. По сути, начинаем уничтожать сами себя» — призвал Владимир Путин. Глава государства подчеркнул, что в России, на которую пытались в свое время навесить ярлык «тюрьмы народов», за века не исчез ни один, даже самый малый этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и свое историческое пространство. При этом был накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур. Эта поликультурность, полиэтничность живет в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем историческом коде. На этом естественным образом тысячелетие строилась наша государственность.
Необходимость солидаризации российского общества во имя сохранения идентичности особенно ярко проявляется на фоне того, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Президент России посетовал, что отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога или веру в сатану. Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьез говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру.
Президент России выразил твёрдую убеждённость в том, что это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису. Поскольку ничто не может больше свидетельствовать о моральном кризисе человеческого социума, чем утрата способности к самовоспроизводству. Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы, заявил Владимир Путин, считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать.
Тем самым, глава государства довёл до сведения широкой общественности: в условиях идеологического, экономического и социального кризиса, в который всё больше вползает мир, Россия намерена руководствоваться стратегией, базирующейся на собственных нормах, широком понятии соборности, формирующей приоритет интересов большинства, социума и государства в целом, на фоне уважения традиционных культур, религиозных и моральных ценностей — пусть даже они противоречат взглядам так называемого «мирового сообщества». Которое характеризует подобную политику как тоталитаризм, религиозную, сексуальную и прочие «несвободы».
Очевидно, что ценности России — чем дальше, тем больше — отличаются от ценностей «западной» цивилизации, с её провозглашёнными в качестве догмы антитезами вроде ультралиберализма. Причём эволюция этой цивилизации дошла до стадии некоего нового качества, которое с позиций переходит в некое новое качество, ещё более отличное от нашего понимания нормы. И разница в цивилизационных подходах становится осязаема.
17 сентября король Нидерландов Виллем-Александр, вступивший на престол после отречения королевы Беатрикс, выступил с первым обращением от имени правительства к голландцам, в котором сообщил неожиданную новость: социальное государство XX века изжило себя. Отныне, по мнению Его Величества, наступают времена «общества деятельного участия», в котором люди «сами берут ответственность за собственное будущее» и будут самостоятельно создавать механизмы финансовой и социальной защиты, с уменьшением помощи от национального правительства. В первую очередь это коснётся областей социального обеспечения и долгосрочного ухода. Виллем-Александр сообщил, что в настоящее время люди «хотят сделать свой собственный выбор, устроить свою собственную жизнь, и заботиться друг о друге» без участия государства. И такие расходы, как уход за престарелыми, услуги для молодежи, переквалификация после увольнения и т. д. отныне будут перенесены на «локальный уровень». То есть, король Нидерландов анонсировал приход «де-государственнической» политики, в рамках которой граждане будут сами себе обеспечивать социальные и финансовые гарантии.
Что вполне логично, поскольку борьба за разнообразные реальные и мнимые права бушует не первое десятилетие, а права выступают в качестве традиционной оппозиции к обязанностям. И вместо единого общества в Голландии, по информации короля Виллема-Александра, естественным образом возникнет общество нового типа, где обладать правом на будущее будут исключительно активные и деятельные граждане. А те, кому не так повезло, будут предоставлены не известно чему — поскольку национальное правительство помогать им не намерено.
Практически одновременно стало известно об отказе Конгресса США финансировать предложенную Бараком Обамой реформу здравоохранения, которая позволила бы большему количеству населения США получить качественное медицинское обслуживание. Голосование в палате представителей стало уже 37-й по счету попыткой конгрессменов отказаться от реформы здравоохранения. Закон, в частности, встретил жесткое противодействие со стороны страховых компаний, на которые он накладывает строгие ограничения. Например, им запрещено поднимать стоимость страховки в случае возникновения у пациента серьезного заболевания, и уже один этот пункт лишает страховщиков крупных прибылей. Недовольные пытались оспорить реформу здравоохранения в Верховном суде США, но он признал закон конституционным.
В Польше сейчас проходит горячая дискуссия по поводу последних действий правительства, издавшего распоряжение о передаче в государственное управление, или, говоря своими словами, конфискации основной части активов, принадлежащих частным пенсионным фондам. Зарубежные исследователи видят большую угрозу в новостях вроде тех, что были озвучены Виллемом-Александром. Хорст Вильке, немецкий футуролог, сообщает, что «отказ от принципов социальной поддержки нуждающихся, как бы плавно он ни осуществлялся, станет серьёзной угрозой для социального мира и правил взаимной терпимости». Представитель футурологических кругов Британии, Пол Элси, поддерживает коллегу: «Закономерности экономического развития не позволяют Европе вернуться в старые добрые времена, но в новых условиях мы должны быть готовы к отказу общества от высоких моральных ценностей, которыми мы все заслуженно гордимся».
24 сентября вице-премьер РФ Ольга Голодец сообщила о том, что выполнение социальных обязательств (увеличение зарплат бюджетникам, повышение детских пособий, индексация пенсий и т. д.) будет гарантированно как минимум до 2050 года. «Мы строим социально ориентированное государство», — отметила Голодец, добавив, что средства на эти цели будут всегда. Вице-премьер возлагает надежды на легализацию миграционной политики, на стимулирование россиян работать после выхода на пенсию. Всё это, по мнению Голодец, может подстегнуть рост национальной экономики. Западная цивилизация в своём развитии, кажется, приходит к закономерному итогу — самоустранению государства и трансформации его в малозначимую грань социума, которая не обладает возможностями или желанием для улучшения жизни представителей атомизированного общества, самостоятельно решающих вопросы выживания в старости и медицинского обслуживания, наряду с использованием всей гаммы прав и свобод, вплоть до абсурдных.
Цивилизация «русская» — напротив, демонстрирует центростремительные тенденции. Причём центром кристаллизации и стабильности государства являются традиционные ценности, чувство локтя и стремление к единению вокруг общей цели, солидаризации и соборности. Если «там» побеждает мнение об устаревании и отмирании морали, как несогласованного с веянием времени явления, то «здесь» всё наоборот — без морали не будет ничего. Учитывая подобную разницу в подходах, не приходится удивляться тому, что «русский» вариант каждым своим элементом подвергается массированной информационной атаке со стороны «западного». Однако, всё чаще, даже в самых «западных» странах, вроде США, звучат голоса в поддержку той идеологической конструкции, которую строит сама для себя и предлагает другим Россия.
Широко известна поддержка, которую выражают России представители организаций по защите семейных ценностей и рядовые граждане западных стран, несогласных с ликвидацией международного права и элементарных приличий государствами, лидеры которых регулярно объявляют себя особой, богоизбранной нацией, которой дозволено решать судьбы мира.
Россия это не только страна, но и цивилизация, представителем которой является всякий обладающий моралью и ценностями любой традиционной религии, стремящийся к созидательной деятельности человек, вне зависимости от его гражданства, политических воззрений или пола. Можно быть уверенным в том, что «западная» цивилизация будет продолжать попытки внедрения собственных ценностей в наше пространство, но её моральный, ценностный и экономический абсурд, всё более очевидный, с такой же неизбежностью заставит всё большее количество людей оглядываться на «русский проект».
Андрей Полевой
Россия и Запад: цивилизационные различия на практике
Россия и Запад: цивилизационные различия на практике