Зиновьевский клуб МИА «Россия сегодня» запустил очередной интеллектуальный проект. На протяжении текущего года в пресс-центре агентства состоится серия круглых столов под общим названием «Российская цивилизация и образ будущего». К инициативе уже присоединился Экспертный центр Всемирного русского народного собора, планируется участие в проекте Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», Византийского клуба и ряда других интеллектуальных площадок.
Тема первого круглого стола звучала так: «Будущее России: суверенная цель или адаптация к глобальному проекту».
Не буду описывать содержание прозвучавших в ходе круглого стола выступлений, скажу только, что уже первая схватка двух групп экспертов оказалась весьма продуктивной.
Участники КС согласились с тем, что:
а) адаптация Российской Федерации к глобальному проекту означала бы аннигиляцию российской цивилизации и русской нации как таковых;
б) формирование многополярного мира как той модели глобализации, которая устраивает Россию, должно привести к созданию 5–6 его полюсов, одним из которых должна стать суверенная и конкурентоспособная Россия;
в) субъектность этого полюса целесообразно обозначать таким понятием, как «российская цивилизация», вмещающая в себя многочисленные культуры Северной Евразии;
г) формирование образа будущего России и мира в данный конкретный момент должно быть связано с утверждением ряда методологических принципов.
Собственно, именно вокруг методологии вопроса и разгорелась основная дискуссия.
Автор этих строк в своем выступлении напомнил участникам круглого стола, что в субботу издание The Independent представило очередной прогноз известного физика Стивена Хокинга, по мнению которого будущее землян зависит от того, смогут ли они найти новый дом на другой планете, поскольку авторитетный ученый убежден: спасти человечество уже невозможно.
Россиянам подобная методология не в новинку: примерно так некоторые российские «футурологи» предлагают «валить из Рашки». Хокинг предлагает валить с планеты Земля на том «основании», что ее в ближайшие тысячу лет ожидает-де неизбежная техногенная катастрофа.
Россия, разумеется, против приговора нашей планете. Даже несмотря на то, что космогонический подход британского физика к прогнозированию будущего Земли легко опровергается биоцентрической парадигмой, согласно которой нашей планете осталось жить всего лет пятьдесят в силу ускорения разрушительных процессов в ее биосфере, а биоцентрический взгляд на будущее человечества опровергается прогнозами современных геополитиков, дающих нашему миру еще меньший срок в связи с нарастанием глобальных угроз военно-политического и гибридного характера.
В ситуации нарастания названных угроз в самых разных странах всё чаще поднимается вопрос о формуле будущего своей страны и мира в целом. При этом для одних стран постановка такого вопроса становится риторической, поскольку от населения и правительств этих стран мало что зависит. Для других поиск модели будущего становится миссией: страны с геополитическим потенциалом имеют возможность выбора пути развития и могут позволить себе не только мечтать об идеальном завтра, но и проектировать его.
К этой категории стран относится и Россия.
Наша страна, проводя активную внешнюю политику, успешно лавирует между конкурентными геополитическими проектами. Но каково должно быть собственное место РФ в этом мире с учетом того, что ведущие мировые державы и не помышляют о многополярности?
США не собираются отказываться от роли планетарного лидера и «исключительной державы». Британия выходит из ЕС для того, чтобы вернуть былое влияние, выстроив новые отношения со своими доминионами. Евросоюз стремится стать экономической и гуманитарной мегаимперией, сунниты строят Исламский халифат, дабы поглотить Евразию, а Китай, похоже, планирует задушить конкурентов в объятиях своих глобальных транспортных проектов.
Современные российские элиты, как уже было сказано, претендуют на то, чтобы РФ стала одним из полюсов будущего многополярного мира. И России это вполне по силам: наша страна (что бы о ней ни говорили ее недруги) — не только одна из ведущих мировых военных держав; она остается лидером в освоении космоса и просторов Арктики, РФ вне конкуренции в атомной энергетике, в отношении запасов некоторых стратегических видов сырья и т. п.
В ближайшие годы российские элиты призваны трансформировать сырьевой, промышленный и технологический потенциал страны в формирование соответствующих передовых социальных и иных институтов. Но прежде они обязаны ответить самим себе на целый ряд вопросов. Что вообще такое Россия XXI века? Периферия Запада, китайский тыл или форпост христианского мира? «Мост» для обеспечения всяко-разных транзитов или самостоятельный и твердый берег?
С моей точки зрения, существуют три основных подхода (метода) к прогнозированию будущего.
Во-первых, можно мечтать о светлом завтрашнем дне и фантазировать на эту тему — и на этом строятся разного рода утопии. Во-вторых, можно экстраполировать те или иные характеристики настоящего в будущее — и на этом строится science fiction (научная фантастика). И в-третьих, можно проектировать и формировать будущее исходя из реальных потребностей державы и нации.
Проектировать будущее исходя из реальных потребностей страны значит фиксировать наличие реальных вызовов и угроз, которые следует преодолеть, чтобы выжить.
Выживание — вот основа современного российского целеполагания. Из него и следует исходить, работая с такой категорией, как будущее российской цивилизации.
Автор этой статьи напомнил участникам круглого стола, что Стивен Хокинг назвал ключевыми рукотворными факторами уничтожения земной антропосферы ядерную войну, биоразработки и создание искусственного интеллекта, отметив, что список британского физика неполон. В нём нет, например, социальных и политических предпосылок грядущей планетарной катастрофы. А ведь именно они определяют способы использования человеком и ядерного оружия, и генных технологий, и искусственного интеллекта.
Олигархический Запад, делающий ставку на развитие технологий и считающий наращивание прибыли мерилом прогресса, очевидно деградирует в социокультурном и духовном смыслах, всё больше представляя глобальную угрозу для человечества. Так вот в продвижении миропроекта, предполагающего принципиально иное в сравнении с западным «сверхобществом» общественное и ценностное устройство, и состоит основная задача современной России.