Минпромторг России с учётом существующей жёсткой конкуренции с китайскими, южнокорейскими и японскими верфями в сегменте массового строительства сухогрузов и танкеров неледовых классов, принял решение занять уникальную нишу ледоколов.
Однозначная формулировка о принятом решении содержится в докладе замглавы министерства Глеба Никитина, переданном в кабинет министров. Как отмечается в нем, в настоящее время руководством страны взят курс на выход продукции отечественного судостроения на международный рынок, для чего в отрасль инвестируются значительные средства. Однако анализ мирового рынка показывает, что отечественные компании в основном секторе не способны конкурировать с многочисленными азиатскими верфями, сосредоточившими до 94% мирового объема судостроения. Поэтому власти предлагают сосредоточиться на нишевом рынке — строительстве кораблей и другой техники ледовых классов. Отрасль сможет получить значительные заказы в свете планов агрессивного освоения Арктического шельфа.
Сообщается, что источником развития судостроения в России должны стать заказы нефтяных и газовых компаний, и прежде всего — «Роснефти» и «Газпрома», которым поручено освоение шельфа Арктики. Де-факто правительство уже фокусирует корабельщиков на ледокольный сектор. Так, в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданского морского судостроения в 2009-2016 годах» на разработку и конструирование техники для Арктики (направление «Шельф») заложено 34,2 млрд рублей. Еще 18 млрд выделяется на проведение реконструкции и технического перевооружения научно-экспериментальной базы судостроения.
Госзаказ на разработки НИОКР должен привести к созданию до 2030 года 254 судов для освоения шельфа общей стоимостью 826 млрд рублей. Речь идет о 34 платформах, 27 научных кораблях, 35 танкерах, 23 газовозах, 20 ледоколах, 90 судах обеспечения и 25 — для монтажных и подводных работ. В Объединенной судостроительной корпорации (ОАК) подтвердили, что сейчас компания действительно сосредоточена на создании судов ледового класса: ледоколов, в том числе атомных, танкеров, ледостойких шельфовых платформ и кораблей обеспечения. «Сегодня нам нет смысла вклиниваться на рынок обычных транспортных судов — это «дешевый» в постройке тоннаж, — отметил представитель корпорации. — Мы заинтересованы в постройке наукоемкого, технически сложного тоннажа».
По сообщениям СМИ
Россия будет строить ледоколы нового поколения
Россия будет строить ледоколы нового поколения