«Не только Варфоломей, но и его предшественники ненавидели Русскую церковь и этого особо не скрывали, видя в ней конкурента», — заявил газете ВЗГЛЯД директор Правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев, комментируя заявление Варфоломея о том, что Москве придется подчиниться Константинополю в вопросе украинской автокефалии.
Накануне патриарх Варфоломей заявил, что не намерен отступать в вопросе предоставления автокефалии церкви на Украине, несмотря на возражения РПЦ, и считает, что Москва должна подчиниться Константинополю. Он добавил, что «русские братья» рано или поздно должны будут последовать за решением, которое примет Константинопольский патриархат, «так как у них нет выбора».
«Очень странно и горько слышать такие заявления из Константинопольского патриархата, — заявил по этому поводу во вторник председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. «Когда говорят, что „придется согласиться“, это плохо соотносится с тезисом о том, что Фанар якобы пытается разрешать все вопросы в духе любви и согласия», — цитирует Легойду ТАСС. А секретарь отдела внешних церковных связей МП Игорь Якимчук подчеркнул, что РПЦ не обязана подчиняться Константинопольскому патриарху.
Директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев считает, что не только Варфоломей, но и его предшественники ненавидели Русскую церковь и этого особо не скрывали, видя в ней конкурента.
«Дело в том, что в РПЦ православия больше, чем в остальных вместе взятых церквях, и на фоне Русской церкви так называемый вселенский патриархат смотрится очень бледно», — говорит Силантьев.
«В истории есть много таких аналогий, когда некая малая часть чего-либо пытается управлять частью большой, которая от нее уже не зависит», — считает эксперт, отмечая, что ничего плохого в этом не видит.
«Это, кстати хорошо, я рад, что так случилось, столетиями эта проблема существовала, и Варфоломей не первый, кто ее спровоцировал. Надеюсь, что все это приведет к выздоровлению православного организма. К слову, Варфоломея никто не поддержал. Не все, конечно, его осудили, но и не поддержал никто», — подчеркивает Силантьев.