Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии, созданный в конце декабря, будет представлять собой не копию РПЦ в этом регионе мира, а национальные Православные церкви, считает известный религиовед, руководитель Правозащитного центра ВРНС, профессор МГЛУ Роман Силантьев.
"Везде Русская церковь ставила и ставит целью создание не копии русского православия, а учреждение национальных Церквей. Церквей с национальным клиром, епископатом, храмами и верующими из местных жителей", - пишет эксперт в своей статье, опубликованной во вторник в газете "Известия".
Р.Силантьев отметил, что кандидаты в клирики упомянутого экзархата уже сейчас могут получить богословское образование в духовных учебных заведениях Русской церкви - например, в Петербургской духовной семинарии обучаются студенты из Южной Кореи, Филиппин, Малайзии.
Религиовед считает, что новообразованный экзархат в Азии является большим миссионерским вызовом, поскольку развитие церковного служения в этом регионе требует различных подходов, гибкости и учета национальных традиций.
"Приходы внутри экзархата существенно различаются. Есть многонациональные общины, приходы с доминирующим русским присутствием, мононациональные сообщества. Например, на Филиппинах подавляющее большинство наших прихожан - местные жители", - рассказал Р.Силантьев.
В заключение он напомнил, что миссия в Юго-Восточной Азии отнюдь не новая: столетиями Русская православная церковь развивала свою миссионерскую деятельность в этом регионе, и она, по мнению эксперта, принесла немалые плоды.
В конце декабря Синод в Москве учредил патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии, в состав которого вошли Сингапур, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Северная и Южная Корея, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины и Таиланд. Учреждение русского экзархата стало ответом РПЦ на действия Константинополя на Украине.
11 октября 2018 года Синод в Стамбуле лишил юридической силы свой указ от 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве, объявил о создании своего подворья в Киеве и реабилитировал лидеров неканонических православных церквей на Украине. В ответ Синод Московского патриархата объявил о полном разрыве отношений с Константинополем. В связи с этим позже было принято решение направлять в дальнее зарубежье священников РПЦ для пастырского окормления ее верующих в диаспоре.