РЕЗОЛЮЦИЯ
круглого стола, посвященного обсуждению проекта
Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей
г. Москва, 23.03.2022 г. Региональным отделением Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» по гор. Москве (далее - РО ВРНС по г. Москве) по инициативе Секретариата ВРНС проведён Круглый стол, посвящённый обсуждению проекта Указа Президента Российской Федерации об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее - Основы). Проект документа разработан Российским НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва по поручению Министерства культуры Российской Федерации.
В Круглом столе приняли участие представители духовенства, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Общественной палаты Российской Федерации, представители Министерства внутренних дел Российской Федерации, РО ВРНС по г. Москве, Международной общественной организации «Союз православных женщин», Общероссийской общественной организации «Общество содействия русскому историческому развитию «Царьград», а также представители научного и экспертного сообществ России.
Участники мероприятия обсудили:
- новые подходы к государственной политике в сфере защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей в свете вызовов и угроз, возникших после начала Специальной военной операции по защите ДНР и ЛНР;
- ключевые вопросы проекта Основ, а также предложения по доработке документа;
- вопросы практической реализации положений Основ в новых условиях: приоритетные направления и первоочередные шаги - нормотворческие, организационные, научно-аналитические и др.
Участники Круглого стола отметили фундаментальные изменения, возникшие после начала Специальной военной операции на Украине (далее - СВО), затрагивающие все аспекты современного мирового порядка и создающие для России серьёзнейшие геополитические, военно-политические, социально-экономические, идейно-ценностные, информационно-психологические, а также иные вызовы и угрозы. Участники подчеркнули, что Украина сегодня выступает полем борьбы между Россией и всем коллективным Западом. В своей основе это противостояние носит цивилизационный характер, затрагивающее важнейшие духовные, религиозные, мировоззренческие и идейно-ценностные аспекты.
В этих условиях разработка и принятие Российской Федерацией базового документа, регулирующего вопросы защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей имеет первостепенное значение, существенно большее чем до начала СВО на Украине. Принципиально новое звучание приобрела цель противодействия распространению деструктивной идеологии, так как после 24 февраля против России была развёрнута беспрецедентная по своим масштабам, а также по применяемым средствам психологического воздействия информационная война.
Участники Круглого стола подчеркнули, что разрабатываемый документ затрагивает важнейшую для каждого православного человека тему традиционных духовно-нравственных ценностей. По мнению православного человека, традиционные духовно-нравственные ценности как универсальные и вневременные «нравственные ориентиры» определены самим Богом и закреплены в Православном вероучении. При этом, указанные «ориентиры» являются не чем-то абстрактным, а прямым руководством к действию - по ним православные христиане должны строить и сверять свою жизнь.
По мнению участников Круглого стола, в современных условиях государство должно взять традиционные ценности под свою защиту, а также ввести новый вид госуправления - управление на базе ценностей, другими словами - государственную ценностную политику. Было также отмечено, что сам термин «традиционные ценности» впервые был введён Святейшим Патриархом Кириллом 12 лет назад на площадке Всемирного Русского Народного Собора.
Особо подчёркивалось, что разрабатываемый документ должен быть направлен на дальнейшее развитие и реализацию важнейших для российской православной общественности ценностей, закрепленных в поправках к Конституции РФ 1 июля 2020 года: «Вера в Бога»; «тысячелетняя история и преемственность в развитии Российского государства»; «брак как союз мужчины и женщины»; «традиционные семейные ценности».
В разрабатываемый документ должны быть заложены чёткие базовые критерии, в соответствии с которыми государством будут распределяться финансовые средства, выделяемые на поддержку тех или иных инициатив в сфере культуры, образования, масс медиа, а также в других сферах.
Участники Круглого стола высказали ряд существенных замечаний по содержанию текста проекта Основ:
1. В проекте отсутствует важнейшая для российской православной общественности ценность – «Вера в Бога».
Говоря о нравственных ориентирах, формирующих мировоззрение наших граждан и лежащих в основе российской цивилизационной идентичности, разработчики Основ умолчали о главном – источнике этих «нравственных ориентиров». Указанные «ориентиры» были сформированы на основе религиозной системы ценностей, и прежде всего, на основе веры в Бога.
Вера в Бога лежит в основе наших представлений о «добре» и «зле», должном и недопустимом, справедливом и несправедливом. Именно в ней находится исток «нравственных ориентиров», передающиеся от поколения к поколению на протяжении тысячи лет.
Самобытность тысячелетней Русской цивилизации, а также российской государственности, национальный характер и система традиционных ценностей государствообразующего русского народа - все они сформированы под непосредственным влиянием Православной Веры, в основе которой находится всё та же Вера в Бога.
Согласно данным социологических опросов Веру в Бога как ценность разделяют сегодня от 75% до 80% граждан России. И главное - Вера в Бога является конституционной ценностью, она прямо закреплена в ст. 67.1 Конституции РФ.
Включение в текст проекта Основ конституционной ценности «Вера в Бога» необхощимо по следующим причинам:
Вера в Бога неразрывно связана с особой духовной и исторической миссией России и Русского народа. Из базовой ценности «Вера в Бога», преломлённой через призму Православия, рождается важнейшая идея Православной Империи, имеющая для России фундаментальное духовное, культурно-цивилизационное, а также геополитическое значение. Именно она превращает Россию в Третий Рим - носителя особой духовной и исторической миссии.
С духовной точки зрения миссия России как Империи (Третьего Рима) заключается в том, чтобы быть Катехоном, по-русски - «удерживающим». Концепция Катехона восходит к цитате из Второго Послания апостола Павла к Фессалоникийцам, в котором апостол говорит о том, что приходу грядущего антихриста («человека греха, сына погибели») препятствует определенная сила: «И ныне вы знаете, что не допускает ему открыться в своем время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не свершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (Фес. 2: 7). Толкуя тезис о Катехоне, великий Отец Церкви Иоанн Златоуст писал: «Одни говорят, что это благодать Святого Духа, а другие — римское государство; с этими последними я больше согласен».
Преемником и продолжателем миссии православной Империи, а также носителем титула Государя Третьего Рима стал первый русский самодержавный государь Иван III. Причиной тому послужило падение Рима Второго - Константинополя, захваченного турками в 1453 году. Внук Ивана III, будущий Иван Грозный, в 1547 году венчался на царство по чину ромейских императоров и был признан истинным царем всей вселенской Православной Церковью. Став наследницей Римской империи Константинополя - Царьграда, Россия возложила на себя и духовную миссию Катехона, превратившись в «удерживающего» мир от зла.
Осознание русским народом своей особой духовной миссии - быть хранителем и защитником Православной веры, а также создателем особого государства - Империи-Катехона - привело к появлению в русском общественном сознании важнейшего понятия - Святая Русь.
Восприятие идей Третьего Рима и Империи-Катехона, вкупе с многовековым опытом имперского строительства, привело к сакрализации русскими собственного государства, особому отношению к государственной власти, прежде всего, верховной, а также к восприятию государственной службы как формы служения Богу и Святой Руси. По этому поводу Николай Данилевский писал: «…И по отношению к силе и могуществу государства, по способности жертвовать ему всеми личными благами, и по отношению к пользованию государственною и гражданскою свободою - русский народ одарен замечательным политическим смыслом».
С исторической точки зрения миссия России как Катехона заключается в том, чтобы раз за разом обрушивать попытки установления в мире универсальной гегемонии - попытки подчинить человечество единому злому началу. Став Катехоном, Россия неоднократно оказывалась на страже мирового порядка, а также политического, культурного и цивилизационного разнообразия. В XVI-XIX веках она защищала православных от угнетения польскими иезуитами и османами-мусульманами. В войне с Наполеоном Александр I выступил защитником всей христианской Европы. Русский царь стал идеологом и главным хранителем «Священного союза» христианских монархов - концепции мироустройства, обеспечившей 35 лет мира без войн и революций. В первой половине XIX века русская императорская армия выполняла роль гаранта королевских тронов от революций. Благодаря Николаю I не были свергнуты турецкий султан в 1833 году и австрийский император в 1848 году. Спустя сто лет советская армия вновь спасла Европу, внеся ключевой вклад в разгром нацистской Германии и её союзников. После Второй мировой войны СССР более сорока лет был главным препятствием на пути к установлению глобальной гегемонии США. Эту же роль в наши дни выполняет современная Российская Федерация. Ровно эту же роль Россия-Катехон выполняет сегодня на Украине.
Вера в Бога необходима для формирования новой (постлиберальной) российской гуманитарной парадигмы - собственной «картины мира» Русской цивилизации.
Гуманитарная парадигма в науке, культуре, образовании, а также в информационной политике должна строиться на традиционном для Русской цивилизации понимании, прежде всего, духовной природы человека. Человек есть, прежде всего, душа. А значит, его бытие связано с источником жизни (Богом) и с другими людьми. В этих двух осях и формируется полноценная человеческая личность.
Именно духовное понимание человека, его восприятие «как образа и подобия Божия» должны быть заложены в основу обобщающей гуманитарной парадигмы - «картины мира» Русской цивилизации, - включающей в себя философию, историю, социологию, антропологию, психологию, этнологию, культурологию, политологию, международные отношения, геополитику, правоведение, а также экономику, поскольку экономика - на старо-русском домостроительство, домострой - должна исходить именно из человека во всей его полноте, а не из абстрактных чисто количественных закономерностей и критериев.
Такие духовные и идейно-концептуальные высоты открываются при ближайшем рассмотрении фундаментальной ценности «Вера в Бога». При этом «Веры в Бога», в отличии от либерального антропоцентричного «гуманизма», в проекте Основ нет. С практической точки зрения это означает, что у российских чиновников, принимающих решения в сферах культуры, образования, информационной политики, а также у российских военных и силовиков, находящихся сегодня на переднем крае борьбы за суверенитет и безопасность нашей страны, не будет самого главного - чёткого понимания духовной и исторической миссии России, а также её народа. Данное положение вещей является нетерпимым и обязательно должно быть устранено.
В свете всего сказанного выше, в проекте Основ никак не отображена особая цивилизационно- и культурообразующая роль Православия и Русской Православной Церкви. И этот пробел, по нашему мнению, также должен быть устранён.
2. Многодетность
В проекте Основ не отражена еще одна, важнейшая для православной общественности ценность, - многодетность.
Семья как «малая Церковь» - это главное место формирования полноценного человека, привития ему важнейших духовно-нравственных ценностей.
Многодетная семья из четырёх и более детей - главное условие выживания России в XXI веке. Естественная убыль населения в 2021 году составила рекордные 1 млн. человек, половина из которых составили смерти от коронавируса. Убыль населения в 2020-м также была запредельной и составила без малого 690 тыс. человек. При сохранении текущих показателей рождаемости и смертности к 2050 году численность населения России может составить 110-120 млн. человек.
По мнению участников Круглого стола, на ближайшие тридцать лет крепкая многодетная семья должна стать главной целью всей политики государства. Демографический рост должен стать главной задачей стратегического развития России, решению этой задачи должны быть подчинены вся внутренняя и внешняя политика страны, и в первую очередь - политика пространственного развития, культурная, образовательная и информационная политика государства.
В этой связи пробел, связанный с не включением в проект Основ «многодетности» как базовой ценности видится нам серьёзной ошибкой, и он, конечно же, должен быть устранён.
3. Участники Круглого стола высказались за дополнение закреплённых в проекте Основ критериев, по которым должна оцениваться эффективность государственной политики в сфере традиционных ценностей, следующими требованиями:
- повышение уровня рождаемости;
- повышение числа официально зарегистрированных браков, снижение количества разводов;
- сокращение числа абортов;
- увеличение количества многодетных семей, а также среднего количества детей в многодетных семьях.
4. В проекте Основ должны быть чётко отражены: семья как носитель духовно-нравственных ценностей, а также приоритетная роль семьи в воспитании ребёнка в духе традиционных ценностей.
5. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений
В проекте Основ пропаганда т.н. нетрадиционных сексуальных отношений не перечислена среди деструктивных идеологий, представляющих угрозу российским традиционным ценностям.
Ультралиберализм является мировоззренческой основой ведущейся Западом против России информационно-идеологической войны. Сегодня главным оружием ультралиберализма выступает идеология международного ЛГТБ-движения основу которой составляет пропаганда содомии и других половых извращений - т.н. пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений.
Особая опасность пропаганды половых извращений заключается в её направленности на несовершеннолетних, на формирование в их сознании деструктивных установок и стереотипов поведения, а по сути - против будущих поколений России.
Проект Основ является документом стратегического планирования. Его положения должны быть положены в основу будущих нормативных правовых актов, в том числе в сфере противодействия пропаганде нетрадиционных половых отношений. Российское законодательство в данной сфере нуждается в серьёзном и срочном совершенствовании. Включение пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений в перечень деструктивных идеологий безусловно способствовало бы решению упомянутых законотворческих задач.
6. Перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Ряд участников Круглого стола подчеркнули формальный подход разработчиков к закреплению в проекте Основ традиционных российских духовно-нравственных ценностей, выразившийся в простом дублировании перечня ценностей, закреплённых в пункте 91 Стратегии национальной безопасности[1], без раскрытия их содержания, а также без дополнения другими, не отражёнными в Стратегии нацбезопасности традиционными ценностями.
Особое внимание участников Круглого стола было привлечено к определению понятия «традиционные ценности». В проекте Основ произошло смешение понятий «традиционные духовно-нравственные ценности» и «традиционные ценности», что, очевидно, не одно и тоже. Согласно пункту 3 Основ: «Традиционные ценности — это формирующие мировоззрение граждан России нравственные ориентиры …», что не может являться определением духовно-нравственных ценностей, поскольку они не могут сводиться к нравственным ориентирам. Из этого следует, что документ не содержит определения духовно-нравственных ценностей, не указывает их источника, и не выстраивает их иерархической структуры. В результате перечисленные ценности могут вступать в противоречие между собой, вплоть до антагонизма. Дефиниция «традиционные ценности», содержит в себе такие философские категории как «цивилизационная идентичность», «уникальное самобытное проявление», которые разработчиками проекта Основ не раскрыты.
По мнению участников Круглого стола, недопустимо включать в перечень традиционных ценностей либеральный и антропоцентричный гуманизм, приводящий к формированию у человека уважения и толерантности к различным социальным деструктивам (например, пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений, транссексуализму и т.п.). Требует уточнения взаимоотношение таких понятий как «патриотизм», «гражданственность» и «служение Отечеству».
Подверглись критике положения подпункта 11 пункта 13 проекта Основ, в которых утверждается, что традиционные российские духовно-нравственные ценности основаны на исконных общечеловеческих принципах и нормах. Последние представляют слегка завуалированные т.н. «общечеловеческие ценности», со времён горбачёвской перестройки активно насаждавшиеся в массовом сознании граждан России. Было отмечено, что в действительности никаких «общечеловеческих ценностей» не существует, а то, что навязывается российскому обществу под видом «общечеловеческих», фактически является западными ценностями.
В этой связи от участников Круглого стола поступили предложения не только о дополнении перечня традиционных ценностей, но и о существенной его переработке. В частности, Дугиным А.Г. был предложен принципиально новый перечень из 12 фундаментальных традиционных ценностей, лежащих в основе суверенной Русской цивилизации:
- преобладание духа над материей, суверенность духа;
- святость как цель (архетип), культ героев. Россия - земля святых и героев;
- народ как субъект истории;
- общинность, соборность, коллективизм;
- благородный труд (этика труда);
- братство народов;
- сакральность семьи, защита детей и почтение женщин;
- государство как ценность, держава - идеал;
- экономика как служение, экономика для людей;
- верность земле, земля как ценность;
- техника под началом этики;
- красота.
7. Название документа
Было отмечено, что название проекта Основ не соответствует стратегическому национальному приоритету «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в части отсутствия упоминания о культуре и исторической памяти. В пунктах 1, 8 и др. проекта Основ говорится о принятии неотложных мер по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей», при этом сами Основы и ряд его отдельных положений предусматривает только «сохранение и укрепление» духовно-нравственных ценностей. В этой связи было предложено следующее название проекта Указа Президента России: «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению, укреплению и защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».
8. Участниками Круглого стала было подчёркнуто, что в проекте Основ не назван и не учтен целый ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, включая акты, принятые в целях реализации отдельных положений Конституции России, федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов:
- Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
- «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1);
- Закон Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
- Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
- Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;
- Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;
- Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;
- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»;
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утверждённые Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № Пр-1168;
- Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 132-р;
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р;
- Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р;
- Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 № 2950-р;
- Стратегия развития библиотечного дела на период до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 № 608-р.
9. Русский народ
Участники Круглого стола отметили, что в проекте Основ практически отсутствуют упоминания государствообразующего русского народа. О русском народе говорится вскользь и только один раз в контексте его ослабления посредством распространения деструктивной идеологии (пункт 9).
Выводы:
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание многочисленные недочёты, а также пробелы и коллизии проекта Основ, участники Круглого стола выступили за разработку, совместно с межфракционной рабочей группой Государственной Думы ФС РФ по совершенствованию законодательства о защите христианских ценностей, проекта федерального закона о защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
[1] утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 года № 400