Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2020
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2020
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2020
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2020
          • Назад
          • Соборы 1993-2020
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Режиссер Валерий Тимощенко: Деревню не надо спасать — в ней надо жить

        Режиссер Валерий Тимощенко: Деревню не надо спасать — в ней надо жить

        Режиссер Валерий Тимощенко: Деревню не надо спасать — в ней надо жить

        Новый документальный фильм Валерия Тимощенко называется «Трезвитесь!» и он продолжает его предыдущие картины — «Одинокий рай», «Русский заповедник», «Георгий». Призыв создателей фильма: «Трезвитесь!» — содержит, конечно, не только антиалкогольный смысл, но зовет к пробуждению трезвости разума, побуждает к бодрствованию духа. Герои этого фильма — жители самой бедной деревни Жарки в самой бедной области — Ивановской. Но для режиссёра важно показать не материальную нужду и недуги своих героев, но увидеть их стремление к обретению смысла жизни, или, по словам Николая Бурляева, их «стремление к небу».

        Валерия Тимощенко упрекали не раз, что своим циклом фильмов о русской деревне он создает некую «идиллию», которая не соответствует реальности. А реальность такова, что современная русская деревня практически умерла. Тимощенко и его главный герой — отец Виктор видят проблему иначе. Для них деревня и жизнь на земле не может быть никакой иной, кроме как подлинной. «Деревню не надо спасать — в ней надо жить», — говорит в фильме отец Виктор.

        В центре фильма — отец Виктор и трудовая жизнь его прихода. Прихожане — люди запутавшиеся, заблудшие, часто — пьющие, но прибившиеся в Жарки и обретающие здесь и смысл, и жизнь. Священник помогает людям, попавшим в алкогольную зависимость, и спасает их от погибели не только физической, но и духовной. Мы знаем, что позиция Церкви и позиция врачей в этом вопросе иногда не совпадают: Церковь — это, по словам батюшки, не реабилитационный центр, она дает нечто большее, полагая, что болезнь эта (алкогольная зависимость) лечится через оздоровление духа и часто имеет причины тоже духовные. «Это лучшие люди, — говорит о своих героях Валерий Тимощенко, — потому что они по-настоящему понимают, что они несовершенны». В фильме мы как раз и видим, что люди осознают свою беду и болезнь, и совершают личный маленький подвиг, борясь с ней.

        Отец Виктор — герой и других фильмов режиссера, например, фильма «Русский заповедник», не раз говорил, что люди пьют, потому что у них нет возможности полноценно работать. Отсутствие работы дает человеку «ощущение ненужности», какой-то необязательности в жизни. Вот и работает он сам, и работают прибившиеся к нему люди вместе с деревенскими на земле, обзаведясь при этом всякой живностью, какая положена в крестьянском подворье. Трудно. Всем трудно. Но они не жалуются, а радуются.

        «Крестьянский труд, — говорит священник, — намоленный, благодатный. Он благодатен постольку, поскольку является исполнением заповеди: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Этот труд — служение, а не функционирование. Кто знает, тот подтвердит, как отдыхает совесть, когда человек трудится на земле: косит траву, доит корову, убирает навоз и прочее. Вроде бы однообразная физическая работа, но, повторяю, — намоленная. Труд как молитва, а молитва как труд. Совесть чувствует себя как рыба в воде, это ее «среда обитания» — смиренный молитвенный труд. А когда крестьянин отсечен от земли, то земля зарастает бурьяном да чапыжником». Отец Виктор считает неправильным, что нашим крестьянам внушается мысль, что они — «неэффективные собственники», а потому «картошку везут из Польши, мясо из Австралии...».

        Он-то на опыте труда и жизни своей маленькой общины знает, что это не так. И главному герою этого документального фильма, и режиссеру больно, что «если раньше, проезжая по СССР, можно было повсюду увидеть храмы с покосившимися или вообще снесенными куполами, то сегодня горестную картину являют собой коровники с выбитыми окнами и проваленными крышами». Деревенский священник отец Виктор Салтыков умеет видеть мир христианским взором, а потому часто сказанное им звучит для нас парадоксально, но и удивительно глубоко: «Крестьянин без труда — это как женщина без материнства».

        Сегодня в западном мире появилось новое течение, — называется оно дауншифтинг (downshifting). Люди отказываются от карьеры, отказываются от высокооплачиваемой, но изматывающей и занимающей все время работы, отказываются от карьерного бега ради более спокойной жизни. Наиболее радикальное крыло этого течения — это те, кто вообще «выходит из глобальной цивилизации», навязываемой ею «философии успеха» и ритма жизни в «беличьем колесе». Отец Виктор считает, что перенесение деревни в город, когда не меняется уклад жизни, но меняется только вид из окна — вряд ли может что-то существенно решить. Но отказ от «жизни для корпорации» и начало «жизни для себя» все же может рассматриваться как тенденция, о многом говорящая. Просто приехать в русскую деревню природы ради можно, но нужно понимать, КУДА ты попадаешь. «Когда человек приезжает в русскую деревню, — говорит отец Виктор, — он попадает на огромное открытое пространство, поселяется на границе Беспредельного». Жизнь в деревне сегодня теплится там, где есть храм. Обращаясь к Богу, человек обретает и веру в себя, в свои силы. Город выманил деревенского человека. А что он ему дал?

        Когда смотришь фильм Валерия Тимощенко, действительно, возникает ощущение, что вокруг отца Виктора идет какая-то очень правильная жизнь, которой мы, успешные и деятельные, во многом лишены. Вот только так бы хотелось, чтобы город вернул деревне долги — вернул их сторицей. Чтобы были у живущих в ней пусть деревянные, но крепкие и добротные дома, чтобы была техника, помогающая человеку (тракторы всякие небольшие, берегущие силы), ведь пока что мы видим, что все поменялось в мире, только жизнь русского крестьянина не поменялась (и это хорошо!), если жить и работать на земле по совести.

        И завершить размышления о главное герое фильма — отце Викторе хочется его собственным рассказом, столь метким и характерным для его христианского восприятия мира: «Лет пятнадцать назад мы с моим другом, отцом Максимом, попали в одно глухое место, которое называется Южа, — там леса да болота. И вот стоим мы на полуразрушенной вандалами местного племени автобусной остановке, на грунтовой дороге. А рядом — две пожилые женщины. Отец Максим, тогда еще молодой священник, говорит им: «Какая у вас тут глухомань!». Женщины очень удивились: что, мол, значит — глухомань? Отец Максим им пояснил, что глухомань — в смысле далеко. И тогда они спросили: «А откуда далеко?». История эта запала в душу отца Виктора. Он-то знал, что Церковь всегда дает ощущение близости к Богу. Наверное, эти женщины, спрашивая «откуда далеко?», и задали самый главный вопрос. Если в деревне есть храм, если в храме во время литургии Сам Господь присутствует незримо, то сразу ясно, где центр жизни. «И человек,— говорит батюшка, — вкусивший этой благодати, в первую очередь ощущает себя в центре жизни, а не где-то в глухомани, захолустье или на обочине».

        Вот и живут они, герои фильма Валерия Тимощенко, в центре жизни, хотя и в самой бедной деревне России.

        P. S. Фильм Валерия Тимощенко «Трезвитесь!» в этом году стал лауреатом премии Международного кинофорума «Золотой Витязь» в номинации «Документальное кино». А создатели фильма Валерий Тимощенко и о. Виктор Салтыков намерены приступить к работе над следующими вдумчивыми и жизнеутверждающими картинами. «Нам есть, что делать», — говорит отец Виктор.

        Ирина Ушакова

        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"