В картинах многих советских режиссёров антифашистская тема занимала большое место. Одной из главных тема войны является и в творчестве Георгия Григорьевича Натансона.
В свои 92 года, он — ученик Эзенштейна и Пырьева ждёт, чтобы в ответ на его многочисленные обращения в Министерство культуры и другие высокие организации, позвонили и сказали: «Георгий Григорьевич, у нас к вам ответственное задание! Снимите, пожалуйста, небольшой документальный фильм на патриотическую тему. Это так важно для новых поколений...» Но звонка пока нет.
— Обидно, что мой сценарий «Я убегаю на фронт» трижды отклонялся Департаментом кинематографии. А там идёт речь о героическом подвиге воинов-добровольцев Великой Отечественной войны: москвички Елены Варшавской шестнадцати лет и её брата Кима восемнадцати лет. Он погиб при освобождении Украины, а сестра погибла при освобождении Таллина. Девушка была медсестрой и выносила с поля боя бойцов. Однажды Лену тяжело ранило, но она продолжала делать своё дело. Держась зубами за ремень, вытащила с поля боя раненого полковника, здоровенного мужчину. Он выжил и назвал впоследствии дочь Леночкой в память о своей спасительнице... А вспомните, что происходило в 2010 году в Таллине?
— Вы имеете в виду перенос памятника «Бронзового солдата»?
— Эстонские власти выдворили памятник Советскому солдату из центра города на кладбище, назвали героев оккупантами и разрешили марш ветеранов эстонской дивизии «СС», которые с фашистскими знамёнами и гитлеровскими приветствиями прошли 31 июля по улицам Таллина, в том числе и по месту захоронения советских солдат в центре города. Каждый год теперь там ходят... Там, где у подножия памятника Воину-освободителю наряду с другими героями была захоронена и Елена Варшавская! Девушка была студенткой Гнессинского музыкального училища, талантливой виолончелисткой. Она ушла из дома на войну, оставив родителям коротенькую записку: «Я убегаю на фронт!» Спустя почти 70 лет после Победы прах русской патриотки пришлось перевезти из города, за который она отдала свою жизнь.
Спасти память героини от осквернения пришлось с борьбой! Родственник Елены Варшавской — А. Ф. Перес обратился к властям Таллина с просьбой разрешить вывезти самолётом прах в Израиль. Однако получил отказ! И сделать это удалось только после вмешательства министра иностранных дел России — Сергея Лаврова. Так что Леночку Варшавскую перезахоронили с военными почестями в Израиле. Но там, в эстонской земле, остались лежать другие солдаты, могилы которых попирают ногами! И кто? Те, кто в годы Великой Отечественной войны уничтожили всё еврейское население Эстонии вместе с коммунистами... Детские концлагеря на территории Прибалтики. Разве такое можно забывать?! Пособники фашистов мучили свой народ, а советских солдат эстонцы цветами встречали! Я считаю, что марши нацистов — это позор современной Эстонии! Мне много лет и я не могу молчать! Об этих событиях обязательно кино надо снимать и не давать переписывать историю.
— Вы помните, как для вас началась война 22 июля 1941 года?
— В первый день войны я уезжал работать вожатым в пионерский лагерь на Азовское море, под Бердянск, на Украину. Провожал меня отец — Григорий Иосифович Натансон. Мы простились с ним на Москворецком мосту, как оказалось — навсегда. Несмотря на то, что отец был белобилетник по зрению (в его очках вместо стёкол стояли линзы), он ушёл 5 июля добровольцем в Кировскую дивизию народного ополчения на защиту Москвы и погиб под Ельней.
А я первое впечатление о войне получил от беженцев из города Львова, из их рассказов. Люди чудом спаслись от фашистов и добрались в наш пионерский лагерь, они рассказывали о чудовищных зверствах. Во Львове немцы вешали советских людей на деревьях и электрических столбах по всему городу! Вели массовые расстрелы и казни. Я представить себе этого не мог! Было страшно. И нашему лагерю чудом удалось эвакуироваться. Мы ехали в Бердянск целым эшелоном из двенадцати вагонов. Возвращались ночью, чтобы избежать бомбёжек. Помню, что проскочив станцию Пологи, которую днём нещадно бомбили, мы были уже спасены.
— В контексте нынешних событий на Украине ваши воспоминания о Львове звучат трагично, ведь сегодня там появились свои доморощенные неофашисты.
— Я очень переживаю за то, что происходит на Украине. Думаю, что эта молодёжь, которая возродила нацизм, одурманена запрещённой пропагандой. Или они совершенно невежественны и ничего не знают о Великой Отечественной войне, о немецких крематориях, о трагедии Бабьего Яра, где были расстреляны тысячи киевлян. Вероятно, их родственники тоже пострадали от фашизма, так или иначе. Что же творят их потомки? Мы знаем, что лозунг «Немцы и Германия выше всех!» поддержали миллионы немцев и привели к трагедии многие страны и миллионы людей. И вот теперь этот лозунг возродился в другом обличье: «Украина для украинцев» Их надо образумить: снимать новое кино, показывать советские картины, писать, рассказывать правду о войне! Чтобы молодёжь понимала, какую опасность таит в себе нацизм: такой интеллигентный народ — немцы, создавшие столько великого в мировой науке и культуре, в своём большинстве превратились в обыкновенных палачей — фашистов. А последние 20 лет со стороны политиков нашей страны мы видели трусливое заигрывание с Западом, в том числе и с немцами, деликатничали с ними, обходили тему фашизма и в политике, и в культуре. А кто расстреливал всё еврейское население в Киеве, Харькове? Кто сжигал живьём людей в белорусской Хатыни и русских деревнях? Фашисты! Известно, что зверствовали не только участники зондеркоманд, а обыкновенные немцы, которых призвали в армию... Вот что такое нацизм!
— Ведь и в Москве бродят молодчики с лозунгом «Россия для русских!» Как вы думаете, почему нацизм в ХХI веке поднимает голову?
— Многолетнее отсутствие работы с молодёжью по антифашистской и по интернациональной теме дало такие результаты. Но я думаю, что большинство людей против национализма любой национальности! И мне горько знать, что в Москве некоторые способны на убийство узбеков, киргизов, таджиков, которые приехали работать к нам, в Россию, спасаясь от материальных трудностей. Кто-то считает этих людей хуже себя, а между тем, в годы Великой Отечественной войны, все среднеазиатские республики принимали миллионы эвакуированных людей разных национальностей из Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии и других городов. Я помню, как мы — студенты ВГИКа жили в эвакуации в Алма-Ате. Этот город на фоне заснеженных гор Алатау навсегда покорил меня своей красотой. А казахи приняли нас тепло и доброжелательно, потеснившись в своих домах и разделяя с нами продовольствие. И не было убийств или оскорблений в адрес приезжих. Между нами — молодёжью тех военных лет — не было никакого национализма. Это я говорю вам от чистого сердца! И сейчас надо восстанавливать дружбу народов, а помочь в этом может кино!
— Один из популярных телесериалов так и называется: «Дружба народов».
— Не считайте меня стариком-ворчуном, но я скажу, что политика центральных каналов телевидения во многом ошибочна! Ведь кроме канала «Культура» по телевидению в прайм-тайм идёт «развлекаловка» или криминальные истории. Мне больно было смотреть сериал «Маршал Жуков» по центральному каналу. Получилась картина про обычного бабника, что унизительно и несправедливо по отношению к памяти маршала Победы. Это же насмешка: «бабник»! Авторов сериала не интересовали подвиги маршала, личность героя, его трагическая послевоенная судьба. А назвали — хроники, с претензией на документальность... Ну почему в Америке возвеличили образ Эйзенхауэра, а мы принижаем своего гения!.. Да, Эйзенхауэр был замечательный полководец, но не гений, такой как наши герои — Жуков или Рокоссовский.
— Вы встречались с Жуковым?
— Лично мы с Жуковым не встречались, но друг друга знали. Случилось так, что в 1970 году на кинофестивале в Италии, где я представлял картину «Посол Советского Союза» с прекрасной Юлией Борисовой в главной роли, меня познакомили с Галиной Александровной Жуковой, супругой Маршала Победы. По отношению ко мне она исполнила поручение Жукова — поблагодарила режиссёра Натансона за его смелость и принципиальность. И для меня это были святые слова! А смелость моя состояла в том, что в киноленте, который супруги Жуковы увидели накануне заграничной поездки Галины Александровны, финальной сценой стал легендарный Парад Победы на Красной площади. Жуков принимал Парад и таким образом стал героем картины! Известно, что власти боялись всенародной славы опального главнокомандующего и много лет Парад публично не показывали! И мне тоже начальство велело вырезать из фильма фрагменты с участием Жукова и Рокоссовского, но я отказался напрочь! Удивительно, но с моим мнением, как автора, посчитались. Картина имела успех и Жукову тоже понравилась. Думаю, что сегодня очень нужны наши советские картины, которые многолетие не показываются по телеканалам. Новые поколения зрителей должны видеть такие фильмы, как «Обыкновенный фашизм» Ромма, «Иди и смотри» Климова, «Зоя» Арнштама, или, например, «Они были актёрами»...
— Это ваш фильм о подпольщиках из Симферопольского театра имени Горького! Спасибо вам за такое кино! Очень сильным мне показался финал фильма с документальными кадрами — мемориальной доской на здании театра. Зрителю становится ясно, что он узнал подлинную историю, в которой люди не самой геройской профессии совершали подвиги во имя Родины.
— Сценарий фильма «Они были актёрами», как и пьеса с таким же названием, написан в соавторстве с Виктором Орловым. Пьесу играет в Симферополе уже четвёртое поколение актёров! А я ставил спектакль в Москве, в театре киноактёра, где образ героини заслуженной артистки РСФСР Александры Перегонец выразительно создала замечательная Зинаида Кириенко. Она же играет эту роль и в кино. Наша картина завершается призывом: «Если судьба забросит вас в Симферополь, подойдите к этой скромной доске. Обнажите головы, люди!..»
— Георгий Григорьевич, вы много снимали в Крыму, любите этот край. Как вы встретили воссоединение Крыма с Россией?
— Как нашу замечательную Победу! Я знал тех, кто освобождал этот героический край, кто пережил оккупацию, среди них была и Мария Павловна Чехова. А в 2002 году по моему сценарию появился документальный фильм о путешествии Михаила Булгакова в Крым и называется эта картина «Я вернусь»... Символично получилось, правда.
Беседу вела Ирина Кумова
Режиссер Георгий Натансон: о войне, победе и кино
Режиссер Георгий Натансон: о войне, победе и кино