В музее-заповеднике «Царицыно» (Москва) проходит выставка русских художников реалистов. Она претендует на статус главного события в мире христоцентричного искусства и приурочена к 110-летию «Союза Русских Художников».
По масштабам данный проект — один из крупнейших в области реалистической живописи в России за последние пять лет. На выставке представлены новые работы состоявшихся мастеров и подающих надежды художников. Союз русских художников, заново учрежденный в 2008 году, является единственным в своем роде объединением русских художников по мировоззренческому критерию. По преемственности с легендарным дореволюционным объединением здесь снижен конъюнктурный фактор и значимость «былых заслуг» — главным критерием отбора является способность создавать новое и прежде не сказанное.
На выставочном пространстве в две тысячи квадратных метров организаторы проекта свели воедино произведения тех мастеров, кто продолжал традиции «Союза» в советское время, и тех, кто входит в объединение сегодня. К числу первых относятся Алексей Грицай, Алексей Жабский, Аркадий Пластов, Валентин Сидоров, Владимир Стожаров, Виктор Цыплаков.
Тематика картин, представленных на суд зрителя современными художниками, очень разнообразна. Лирические пейзажи дальних уголков России, исторические полотна о знаменательных датах русской истории, жанровые сценки из повседневной городской и деревенской жизни, остросоциальные картины и работы с философским содержанием.
Центральными в экспозиции стали исторические произведения. В одном из залов друг напротив друга расположены два шестиметровых полотна: «Воззвание Минина к нижегородцам» М. Фаюстова и «Святая Русь» Д. Шмарина. Первое рассказывает о начале династии Романовых в 1613 году, вторая — о её расцвете в 1913 году. Соседствуют на стене и два произведения о Великой Отечественной войне супругов Эльмиры и Дмитрия Петровых. Картина «Прощальная. 1941 год» иллюстрирует момент ухода на войну молодых призывников из деревни, а «Возвращение» изображает бабушку и внука, стоящих на пороге разрушенной хаты после изгнания врага.
«Мы стремились показать трагедию войны через лирические моменты расставания и возвращения домой без отца и матери, — отмечает Д. Петров. — В создании подобных картин о великом подвиге наших соотечественников видим свою гражданскую позицию как художников».
Среди прочих обращает на себя внимание картина Андрея Дроздова «Мальчик». Дроздов один из тех художников, кто отваживается поднимать в творчестве острые проблемы современной действительности. На картине изображён подросток, уснувший в полупустом ночном вагоне метро с бутылкой горячительного напитка в руке. Другая работа художника «Прохожий» показывает одинокого бездомного человека, прислонившегося к газетному киоску с пестрящами глянцевыми журналами.
По традиции на выставке ярко представлен пейзаж. Известные пейзажисты Н. Анохин, А. Дареев, В. Корсаков, М. Изотов, Ю. Орлов, Н. Пластов, Н. Третьяков демонстрируют лучшее, созданное ими за последнее время. Не уступают по уровню и работы молодых художников этого жанра — В. Копняка, А. Уделова, М. Хоронько, В. Худякова.
«Задача нашего объединения — обеспечить преемственность в русской реалистической школе живописи и стимулировать художников к творческому росту путём организации крупных выставочных проектов, — говорит председатель СРХ Юрий Герасимов. — Такие авторы, как А. Алёхин, Н. Зайцева, В. Куракса, А. Мочалин, И. Рыбакова, М. Фаюстов пришли в «Союз» просто талантливыми мастерами, а сегодня критики говорят о них как о самобытном явлении».
Впервые согласие на участие в выставках СРХ дали скульпторы. Произведения А. Балашова, М. Переславца, А. Рукавишникова существенно оживили экспозицию и придали ей большую весомость. Выставка продолжит работу до 26 мая.
По сообщению газеты «Народный Собор»
Реальность как дар, явь как живопись
Реальность как дар, явь как живопись