Уважаемые участники и гости Круглого стола, прежде всего, я хочу поблагодарить президента Федерации хоккея с мячом России Скрынника Бориса Ивановича за то, что он давно и настойчиво продвигает тему русских и российских национальных видов спорта. В прошлом году при его самом активном участии был проведен Фестиваль национальных видов спорта в Крылатском, в этом году на полях Суперкубка России по хоккею с мячом в Красногорске мы проводим столь представительный Круглый стол.
Благодарю также Николая Сергеевича Валуева и многих других депутатов Государственной Думы РФ, обеспечивших принятие федерального закона о поддержке в России национальных видов спорта.
Наш Круглый стол проходит в драматическое для России время. Два дня назад состоялось, пожалуй, главное спортивное событие года — жеребьевка чемпионата мира по футболу, которая закончилась довольно благоприятно для России, с чем я поздравляю наших футболистов и всех российских болельщиков. А через два дня нашу страну ожидает еще одно важное событие, которое, судя по всему, несет с собой негатив для нашей страны. 5 декабря Исполком Международного олимпийского комитета вынесет решение по участию (скорее, неучастию) сборной России в Зимних олимпийских Играх 2018 года в Пхёнчхане.
Почему мы ожидаем негативное решение? Потому что чиновники МОК и WADA предлагают нам признаться в организации приема допинга нашими спортсменами и покаяться. Они предлагают также выступить на Играх под нейтральным флагом тем нашим спортсменам, кого они милостиво допустят до состязаний.
В настоящее время ситуация складывается так, что Россия не признает обвинений чиновников МОК и WАDА и не собирается выступать на Играх под нейтральным флагом. (По крайней мере, об этом заявил глава Олимпийского комитета России).
Полагаю, что в нынешней ситуации отказаться от участия в Олимпиаде-2018 было бы самым правильным решением. Даже если исполком МОК пойдет на попятную. Двадцать наших ведущих атлетов господа из МОК и WADA дисквалифицировали на разные сроки вплоть до пожизненного, и это невозможно отыграть назад.
Я лично сомневаюсь в том, что у российских спортивных чиновников хватит мужества дать Международному олимпийскому комитету жесткий и бескомпромиссный ответ. Но давайте представим, что Россия все же откажется от участия в Играх-2018. Станет ли это нашим поражением? Нет, не станет, если, конечно, мы предпримем все возможные меры в ответ.
Депутаты Госдумы предложили отказаться от уплаты взносов в МОК и WADA — по аналогии с отказом платить взносы в ПАСЕ. Думаю, что это разумно. Зачем нам оплачивать беспредел? В Думе прозвучало также предложение отказаться от трансляции Олимпиады по российским телеканалам. Думаю, что и это правильный шаг. Кроме того, некоторые наши спортсмены и лично министр спорта России заявили, что будут добиваться пересмотра решения МОК через Спортивный арбитражный суд. И это тоже разумно, хотя надежда на справедливые решения этого суда невелика, поскольку и он находится если не под контролем, то под сильным влиянием западных структур.
Что еще можно предпринять в качестве ответа на русофобию в большом спорте? Думаю, что пришла пора коренным образом изменить концепцию развития в России спорта и спортивной индустрии.
В СССР была довольно приличная стратегия развития физкультуры и спорта. Она была нацелена на массовый спорт и на всемерную государственную поддержку спортсменов. Хотя были и недостатки — маленькие гонорары спортсменов, в силу чего многие их них, уйдя из большого спорта, заканчивали жизнь в нищете.
В новой России гонорары спортсменов на отдельных направлениях взлетели до небес, но наши чиновники забыли о массовости и почти полностью легли под Запад — под его, прямо скажем, расистские стандарты и правила. В результате сегодня сложно назвать такие международные турниры, где бы не пытались засудить или тем или иным способом унизить наших атлетов, и у России, увы, нет средств и способов ответить западным чиновникам от спорта.
Я думаю, что пришло время перейти в контратаку, и, как минимум, заняться импортозамещением в сфере спортивной индустрии.
Для этого сегодня есть все основания. Мир меняется. Запад разлагается и теряет авторитет, Восток, напротив, наступает. «Большая семерка» уже не рулит миром, её вот-вот заменит БРИКС в качестве самой статусной международной площадки. Разваливается и «Большая двадцатка» в пользу таких трансрегиональных объединений как ШОС, Союз исламских государств и проч. Месяц назад фактически произошла и смена мирового лидера: в преддверии 19 съезда КПК Китай заставил Трампа подписать Соглашение о партнерстве стоимостью 250 млрд. долларов на условиях КНР.
К чему я клоню? Да к тому, что нам пора двигаться в направлении развития и укрепления не-западных международных спортивных турниров и структур. Надо в ускоренном темпе развивать российские национальные виды спорта и объединять их в мощную Ассоциацию евразийских видов спорта с выходом на организацию состязаний мирового уровня в качестве альтернативы американоцентричной Олимпиаде.
Небольшая историческая справка. Заместитель руководителя Всемирного русского народного собора (ВРНС) Олег Александрович Костин напомнил нам, что еще лет 15 назад в документах Собора появились предложения о необходимости развития в России национальных видов спорта как одного из важных способов укрепления русской и российской идентичностей и воспитания нашей молодежи в духе патриотизма. Отмечу в связи с этим, что в развитие решений Собора возглавляемый мной Институт ЕАЭС в 2011 году подготовил концепт так называемых Евразийских игр, которые должны были начаться в 2013 году в казахстанском городе Уральск (бывший казацкий город Яицк). Здесь в честь 400-летия города должны были состояться первые Евразийские игры конных народов. А что такое конные народы? Это «степняки», кочевые народы (казахи, киргизы, туркмены, монголы и проч.), это наши горцы — кавказские народы и это русские и украинские казаки.
Предполагалось провести Евразийские игры в виде спортивно-культурного фестиваля, когда состязания сопровождаются культурными мероприятиями, в ходе которого каждая из стран-участников демонстрирует свою национальную кухню и различные культурные достижения. И проходить фестиваль должен был в степи, где предполагалась установка этногородков: обустройство казахских и кыргызских юрт и куреней всех наших казачьих войск — от забайкальских до запорожских.
Проект дошел до генсека ЕврАзЭС Таира Мансурова, до президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, до главы ЮФО Александра Хлопонина, но успеха не возымел. Видимо, тогда не пришло время. (Хотя, например, Рамзан Кадыров понял и оценил этот проект, перехватил идею у чиновников ЮФО и вывел в том же 2013 году Грозненский фестиваль горских народов на уровень Международного).
Сегодня время для развития российских национальных видов спорта пришло. Оно пришло не только потому, что Россию выдавливают из Олимпийских игр или потому, что, например, в Китае проявляют все больший интерес к российским видам спорта и, в частности, построили уже два ледовых дворца для русского хоккея. Похоже, начал работать и субъективный фактор. Появились люди и общественные организации, которые стали реализовывать на практике идею вывода российских самобытных видов спорта на международный уровень. Можно даже сказать, что у нас появился свой, русский аналог Пьера де Кубертена — Борис Иванович Скрынник, который совершенно точно уже вошел в историю, организовав первый в России Фестиваль национальных видов спорта.
Сегодня Россия разворачивается лицом к самой себе. А значит, мы можем и должны двинуть вперед российские национальные виды спорта.
Таковых сегодня минимум два десятка. Большая часть из них может стать массовыми и привлекательными для атлетов и зрителей. И вот на этой базе мы можем и должны сформировать — в качестве альтернативы Олимпийским играм — Международный евразийский спортивный комитет и Евразийские игры, которые могут вырасти в Новые Олимпийские игры незападных стран с участием России, Китая, Индии, Ирана, Турции, Казахстана и других ведущих незападных держав.
Из этого не следует, что нам нужно навсегда отказаться от участия в Олимпиадах. Мы знаем, что основали Олимпийские игры наши православные братья — греки, а потому Россия должна продолжить борьбу за наше достойное место в МОК и в Олимпийских состязаниях. Но одновременно нужно показать Западу, что его время закончилось, и что Россия — не та держава, с которой можно вести подлую игру.
Я думаю наличие альтернативы Западу в виде сначала российской, а затем и евразийской новых Олимпиад оздоровит обстановку в мировом спорте и позволит поддержать морально и материально наших спортсменов, выброшенных за пределы международных турниров.
Кстати, в наших национальных видах спорта имеется колоссальный коммерческий потенциал. Ведь что может быть зрелищнее и смотрибельнее конных скачек и конных игр, джигитовки, искусства владения холодным оружием, различных уникальных единоборств? А русская игра «царь горы»? А русский рукопашный бой? А танковый биатлон?
Подобные состязания ничуть не уступают многим западным видам спорта в зрелищности, а в потенциале и превосходят их.
И последнее. Я целиком поддерживаю предложение ВРНС о создании координационных советов по развитию в России и регионах национальных видов спорта и о начале работы по подготовке там, где для этого созреют условия, соответствующих Фестивалей русских, российских и евразийских национальных видов спорта. Полагаю также, что мы должны направить наши предложения в адрес руководства страны и лично президента России Владимира Путина.
Владимир Лепехин,
директор Института ЕАЭС
Доклад на Круглом столе «Национальные виды спорта: перспективы развития» в г. Красногорск 3 декабря 2017 года.