После проведенных в Госдуме и Общественной палате круглых столов стало совершенно ясно, что существуют два прямо противоположных взгляда на будущее Кадетского движения и проблемы Кадетского образования в стране.
Одна сторона, представленная в основном чиновниками Министерства Образования упорно настаивает на том, что все движется в правильном направлении и нет необходимости ничего менять, нужно лишь немного корректировать деятельность образовательных структур на уровне регионов, возможно исправлять допущенные
Вторая сторона, которые представляют в основном выпускники, ветераны и преподаватели Суворовских, Нахимовских и Кадетских училищ и корпусов, ветераны Вооруженных Сил, пытается доказать своим оппонентам, что назрела насущная необходимость на самом высоком государственном уровне решать проблемы кадетского образования, больше нельзя тратить время на различные мониторинги и неспешное обсуждение возникших проблем.
Слишком долго воссоздание кадетских корпусов в стране было результатом самодеятельности патриотической общественности. Многие кадетские корпуса в различных регионах создавались по инициативе отдельных подвижников, ветеранов Вооруженных Сил, родительских движений, при содействии тех представителей местной власти и предпринимателей, которые понимали необходимость патриотического воспитания молодежи и разделяли идеалы Кадетского движения. Необходимо выразить огромную благодарность всем, кто не жалел своих сил для создания кадетских корпусов, кадетских школ и классов в те годы, когда либеральными СМИ и либералами во всех эшелонах власти делалось все, чтобы прервать историческую преемственность, разрушить связь поколений, уничтожить славные воинские традиции Российской Армии и
И то стихийное движение, когда по всей стране организовывались
Необходимо выстроить единую систему Кадетского образования
Но, к сожалению, не все эти образовательные учреждения имеют право называться настоящими кадетскими корпусами. Для того, чтобы соответствовать уровню настоящего Кадетского корпуса, которые существовали в Императорской России и по образцу которых в 1943 году было решено создать Суворовские и Нахимовские училища в СССР, необходимо выполнить ряд очень серьезных требований предъявляемых как к системе общего и специального образования, так и к системе воспитания кадет, основанной на воинских, культурных и исторических традициях Кадетского Движения России.
В настоящее время существует немало проблем, которые не позволяют говорить о едином уровне кадетского образования в стране. Многие из них связаны с системой подбора кадров для преподавания в кадетских корпусах, с отсутствием единых учебных программ, с отсутствием надежных источников постоянного финансирования. Не всегда местные руководители и чиновники Министерства Образования в различных регионах понимают необходимость создания Кадетских корпусов.
Немало вопросов возникает и к созданию кадетских классов в общеобразовательных школах. Опыт показывает, что полноценное Кадетское образование возможно только в условиях особого типа учреждений, таких как Суворовское военное училище или Нахимовское
В Императорской России существовали и Царскосельский лицей и Пажеский корпус, где воспитанников готовили к государственной службе. Но все же эти учебные заведения не относились к системе Кадетских корпусов, где прежде всего воспитывались будущие кадры офицерского корпуса Русской Армии. В России существовала стройная система образования и воспитания кадет. Это была система триединого воспитания, включающую в себя воспитание
Кадетским образованием должно заниматься государство
Очевидно, что решить все сложные вопросы и устранить возникающие проблемы и недостатки, вывести развитие Кадетского образования в стране на единый высокий уровень, возможно только при участии высшей государственной власти, способной обеспечить четкое взаимодействие всех структур от Министерства Образования и Министерства Обороны до различных департаментов и органов местного самоуправления в регионах.
К сожалению, создается впечатление, что в Министерстве Образования не отдают отчет в сложности решения насущных проблем, не до конца понимают все тонкости и специфику Кадетского образования, своеобразие и важность задач, которые должна решать Кадетская педагогика. Может быть это связано с тем, что большинство постов в Министерстве Образования занимают представительницы прекрасной половины человечества? Возможно, при всем профессионализме и замечательных человеческих качествах прекрасных дам из Министерства Образования, они все же не способны до конца осознать всю сложность задач, которые необходимо решить, чтобы в России появилось единая, четко отлаженная система Кадетского образования.
Кадетское Движение способно внести огромный вклад в возрождении в нашем обществе высоких идеалов служения Родине. Чтобы решительно продвинуться в этом направлении необходимо создание Совета при Президенте РФ по делам кадетского образования (по аналогии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества). В Российской Империи всегда один из Великих князей Дома Романовых был попечителем Кадетских корпусов. Вероятно, сегодня главным попечителем Кадетского образования в России мог бы сам глава государства — Президент России. А возглавить подобный Совет в качестве его Помощника, мог бы глава Администрации Президента. Его полномочия позволили бы создать единую исполнительную вертикаль государственного управления Кадетским образованием, собрать в Совете, или в Комитете при Президенте и Правительстве представителей всех министерств и ведомств, субъектов регионов РФ.
Необходимо разработать государственную концепцию Кадетского образования, создать четкую правовую базу, внести поправки в действующее законодательство, на основании которых будет развиваться Кадетское образование в стране. Необходимо в кратчайшие сроки, с привлечением всех специалистов приступить к разработке Федеральной целевой программы «Кадетское образование». Выделение данной программы в отдельную строку бюджета РФ также важно, как и выделение средств на модернизацию действующих и разработку новейших систем вооружений для Армии и ВМФ. Опыт показывает, что выпускники Суворовских военных училищ и Нахимовских
«Общечеловеки и рыночники», или «государевы люди»
Мы сегодня видим, как в российском обществе в последние годы столкнулись две полностью противоположные концепции на развитие системы образования. Одна, условно говоря — «общечеловеческая», предполагающая воспитание успешного «гражданина мира». Элиту будущей России, согласно этой концепции должны сформировать выпускники «эталонных школ», престижных лицеев и гимназий, некоторые из которых способны будут затем продолжить обучение в Гарварде, или Кембридже. В остальных школах уровень образования неизбежно падает, особенно сильно страдает гуманитарная составляющая — стремительно сокращаются часы преподавания Русской литературы. Согласно этой концепции неизбежно будет формироваться некая «общечеловеческая элита», а остальное население получать узкие навыки специалистов способных работать в различных областях.
Вторая концепция системы образования в России ориентирована на традиции Русской Школы, на необходимость, прежде всего, просвещения и воспитания будущего гражданина Отечества. В этой концепции огромное значение предается именно гуманитарной составляющей — преподаванию Русской словесности, Истории Отечества, воспитанию высоких нравственных качеств, а не только преподаванию общеобразовательных дисциплин. Не случайно в Императорской России существовало не Министерство Образования, а Министерство Просвещения.
От того, какая концепция развития системы образования возобладает, зависит будущее России. К сожалению, в нашей стране в последние десятилетия господствовала либеральная модель развития не только экономики, но и воспитания подрастающего поколения. Идеи бездуховности, потребления, индивидуализма, успеха любой ценой, навязывались молодежи всеми СМИ.
Марш «Бессмертного полка» в день
Национальная система образования — залог национальной безопасности
России объявлена война — экономические санкции, являются самой настоящей экономической войной. Противоборство в «гибридной войне» навязанное нашей стране ведется, как в спровоцированных вооруженных конфликтах в Сирии и на Донбассе, в экономике, так и в информационной сфере. И наиболее ожесточенное противоборство разворачивается именно на фронтах
Опыт показывает, что подобная война может длиться десятилетиями. И от того, сумеем ли мы подготовить нашу молодежь к защите Отечества, отстаиванию традиционных ценностей Русской Цивилизации зависит судьба страны и народа. Внедрение в нашу систему образования программ финансируемыми различными западными фондами — прямая угроза национальной безопасности. Размывание традиций национальной системы образования, попытка воспитания наших детей безродными «гражданами мира», внедрение идеалов общества потребления — один из методов
Сегодня развитие Кадетского образования в стране способно в корне переломить ситуацию. Кадетские корпуса могут стать не только учебными заведениями, где будут готовить новый служилый слой необходимый Государству Российскому, но и хранителями лучших традиций Русской Школы, наработанных, как в Императорской России, так и в Советском Союзе. Вокруг Кадетского движения могут объединиться все здоровые силы российского общества, озабоченные воспитанием нравственного, духовно здорового молодого поколения россиян. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл, в своем выступлении на ХIХ Всемирном Русском Народном Соборе, особое внимание уделил развитию Кадетского образования и Кадетского движения в России. Русская Православная Церковь готова активно содействовать возрождению духовных исторических традиций Российского воинства, духовно окормляя не только Армию и ВМФ, но и Кадетское движение. В 2015 году общественная организация «Московские Суворовцы», совместно с Фондом Святого мученика Вонифатия, в рамках программы «Духовное укрепление Российского воинства», провели церемонии передачи в домовые храмы воинских частей, суворовских военных училищ и кадетских корпусов Ковчеги и Иконы с мощами Святых воинов Божиих.
Задача поставлена и должна быть решена в кратчайшие сроки
Время диктует необходимость в кратчайшие сроки создать четко действующую государственную систему подготовки нового служилого слоя России. Воспитываться «государевы люди» должны с детства, на основе имеющихся учреждений и структур суворовского и кадетского образования.
18 декабря 2015 года на заседании в формате «круглого стола» патриотической платформы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по теме «Кадетское движение — традиции и будущее» и представителей общественности, была создана рабочая группа по обобщению предложений и проработке вопроса «Развитие Кадетского движения». В состав этой группы вошли:
— Яровая Ирина Анатольевна — Председатель комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции — сопредседатель;
— Третьяк Наталья Владимировна — Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации (заместитель председателя коллегии) — сопредседатель;
— Бочаров Вячеслав Алексеевич — Первый заместитель Секретаря Общественной палаты Российской Федерации, Герой Российской Федерации — сопредседатель;
— Шатохин Владимир Яковлевич — Член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, первый
— Владимиров Александр Иванович — Президент Коллегии военных экспертов, Почетный Председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России»,
В результате работы ветеранов Вооруженных Сил, суворовцев, нахимовцев и кадет России за последние годы создана огромная база научных разработок и методик, накоплен серьезный опыт, который может стать надежным фундаментом для строительства системы Кадетского образования в России.
Развитие Кадетского образования и Кадетского движения — одна из тех стратегических задач, от решения которых зависит будущее нашей страны. И если будет государственная воля, то эта задача может быть успешно решена в самое короткое время. Талантливыми и самоотверженными людьми, готовыми служить Отечеству, Бог Россию не обделил.
Как говорил Русский Архистратиг Александр Васильевич Суворов: «Русские на все способны — Богу молиться и Царю служить!».
По материалам RusNext Весна