Подобно тому, как все предметы видны лишь постольку, поскольку отражают свет, так и многие граждане и организации, чтобы стать заметными, стремятся попасть в полосу света, льющуюся от авторитета Русской Православной Церкви и её первых лиц. Правда, это стремление проявляется по-разному в зависимости от способностей и личных склонностей желающих. Нападки на Святейшего Патриарха Кирилла и возглавляемую им Церковь тоже так или иначе способствуют попаданию в такую полосу света. И если ума и совести хватает лишь на эти нападки, на которые, к тому же, существует известный соцзаказ, то такой возможностью эти субъекты охотно пользуются.
Существует, например, организация с громким названием Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль», созданная в 2003 году в статусе межрегиональной. Сведения о каких-либо отделениях ОЗПП вне пределов Москвы, которые могли бы своим существованием обосновать столь широкий статус, отсутствуют. Информация о том, как и кому ОЗПП когда-нибудь помогла в борьбе за качество товаров и услуг, также отсутствует. Может быть, из-за скромности организации или секретности данной информации. Зато в изобилии сведения о деятельности ОЗПП другого рода.
Специалисты ОЗПП предпочитают представляться и действовать не как активисты объединения с названием Межрегиональная общественная организация Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», а как «эксперты Общества по защите прав потребителей». Второе название звучит, безусловно, убедительнее. Причём настолько, что не сразу даже получается вспомнить то, что защитой прав потребителей на территории Российской Федерации ведает Роспотребнадзор.
Защита прав потребителей, которую добровольно взялись осуществлять активисты-общественники организации ОЗПП, существенно отличается от той работы, которую выполняют специалисты Роспотребнадзора. Одним из наиболее ярких примеров «защиты прав потребителей» стало негодование коллектива ОЗПП по поводу принятия Государственной Думой закона «об иностранных агентах». Общественники ОЗПП после изучения закона сообщили, что новый закон превосходит своей жестокостью законодательство III Рейха по отношению к евреям, и обозвали его средством «сегрегации правозащитников» «на «иностранных агентов», из которых в массовом сознании создается образ врага, и прочих менее вредных общественников».
«Менее вредные общественники» в лице ОЗПП не пожелали оставаться в стороне от своих более именитых коллег, занятых «организацией гражданского контроля и расследованием фальсификаций на выборах, противодействию коррупции на всех уровнях государственного аппарата, борьбой с пытками и произволом в правоохранительных органах», и потому, в добровольном порядке, установили на свой интернет-портал пометку «иностранный агент». Как они сами поясняют, их вдохновил пример датского короля король Кристиана Х, который пригрозил нацистам носить «еврейский» символ вместе с членами своей семьи. И российское общество, подобно датскому королю, «также в состоянии противостоять преследованиям со стороны власти, если будет выступать консолидировано в сложившейся ситуации».
Нетрудно заметить, что «защита прав потребителей» в исполнении ОЗПП гармонично переходит в борьбу иного рода. И было бы разумно расценивать все прочие громкие дела ОЗПП именно как действия, одновременно затрагивающие несколько самых разных сфер, а не узкую область защиты прав, собственно, потребителей.
14 сентября стало известно, что Московский городской суд отклонил жалобу ОЗПП на решение Хамовнического суда, который ранее отказался признать незаконной деятельность по распространению товаров на территории храма Христа Спасителя. Поскольку на территории храма не применяется кассово-торговая техника, то ОЗПП сочло, что тем самым нарушаются нормы Налогового кодекса. Однако убедительных для суда аргументов ОЗПП предоставить не смогло, не найдя поддержки и у присутствующих в зале суда представителей Роспотребнадзора. Суды, несмотря на обилие подаваемых исков, жалоб и апелляций, ОЗПП вообще выигрывает крайне редко. Ему важен не результат, а сам процесс судебной тяжбы, позволяющий привлечь к себе общественное внимание. В ходе процесса можно делать громкие заявления, которые моментально становятся пищей для СМИ и, как бывает всегда, поднимают авторитет истца, несмотря на полную безосновательность его претензий.
Потерпев очередное поражение в попытках убедить суд в том, что храм Христа-Спасителя — «бизнес-центр» и «афера, в которой обманутыми оказались сотни тысяч российских граждан», ОЗПП не потеряло надежд и желания судиться с кем угодно. Верхом модного нынче политического перформанса в исполнении ОЗПП и лично его режиссёра, сиречь председателя, Михаила Аншакова стала... жалоба на Патриарха Кирилла в суд Архиерейского собора с требованием отлучить его от Церкви!
В заявлении ОЗПП говорится, что допущенные многочисленные догматические и канонические отступления в деятельности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла являются случаем исключительным и основанием для созыва Священным синодом Архиерейского собора для рассмотрения данного вопроса. По мнению господина Аншакова, Патриарх нарушил правила Вселенских соборов Православной церкви, которые, в частности, были положены в основу обвинений Pussy Riot. Пресс-секретарь ОЗПП Юлия Шарапова добавила, что её общественное объединение стремится «решать вопросы с РПЦ в правовом поле, но представители Церкви в процессе над Pussy Riot сами подали пример применения церковных законов в светском суде. Мы же, напротив, перевели разбирательство из правовой категории в духовную».
Сложно сказать, кто из судей процесса над Pussy Riot, по мнению ОЗПП, руководствовался не Уголовным Кодексом Российской Федерации, а постановлениями Вселенских соборов. Равно как останется загадкой и то, с каких пор статья 213 указанного Кодекса вошла в церковные законы.
Несомненно, новой своей акцией ОЗПП снова на какое-то время привлекло к себе сочувственное внимание той части общества, которая готова приветствовать любой выпад в отношении Церкви и её Патриарха независимо от того, чтó этот выпад вообще собой представляет и чем мотивирован. Количество упоминаний в интернете растёт, западная и доморощенная либеральная пресса строчит заголовки. Вот только спрашивается: какое отношение весь этот политический самопиар ОЗПП имеет к той цели, ради которой данное общество, если судить по его названию, создано, то есть — к защите прав потребителей?
Эпизод более курьёзен, нежели серьёзен, и тут впору вспомнить слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова про то, что разруха всегда начинается в головах. И преодолевается эта разруха одним — чтобы всякие политические «певуны» занимались своим прямым делом вместо «пения». ОЗПП «Общественный контроль», если оно не желает или не способно заниматься трудной повседневной работой по действительной защите прав потребителей, должно самораспуститься или переименоваться в соответствии с реальным направлением своей деятельности, чтобы не вводить в заблуждение честной народ.
Андрей Полевой
Разруха в головах
Разруха в головах