Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2020
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2020
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2020
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2020
          • Назад
          • Соборы 1993-2020
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Различие взглядов — не помеха для диалога

        Различие взглядов — не помеха для диалога

        Различие взглядов — не помеха для диалога

        На Ставропольского форуме ВРНС интервью сайту vrns.ru дал известный ученый, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук, член Президиума РАН Валерий Александрович Тишков.

        — Уважаемый Валерий Александрович, как Вы оцениваете роль Всемирного Русского Народного Собора в деле гармонизации национальных отношений?

        — Безусловно, позитивно оцениваю эту деятельность. Всемирный Русский Народный Собор — это одна из авторитетнейших и давно действующих общественных организаций, работающих с обществом. Мы знаем, что ВРНС возглавляет Святейший Патриарх Кирилл, что РПЦ охватывает большой круг верующих. Окормляются русским православием не только этнические русские — это и Кавказ, народы Поволжья и Сибири, украинцы, и другие национальности. Это уже очень важно.

        Вторым важным моментом является то, что Собор не является неким изолированным явлением, он активно взаимодействует с представителями ислама, и других традиционных наших конфессий.

        В рамках деятельности организации регулярно проходят форумы, на которых осуществляются различного рода взаимные контакты. Доктринальные документы, которые принимаются по итогам форумов — концептуальные, в них выражаются взгляд и озабоченности, свойственные прежде всего православной части нашего населения. Но эти документы отражают общую ситуацию в стране, содержащиеся в них идеи, призывы и предложения разделяют более широкие слои российского общества, а не только граждане, связанные с Русской Православной Церковью.

        — Как, на Ваш взгляд, согласуется русская общекультурная и национальная идентичность, какой должна быть их корелляция и взаимодействие?

        — Это, прежде всего, две совершенно не взаимоисключающие формы идентичности — как отдельной личности, так и коллективных сообществ. На эту тему у меня даже есть статья «И русский, и российский» — здесь не «или», а «и». Может быть, для русского человека дистанция между «русскостью» и «российскостью» небольшая — меньше, чем, скажем, у татарина между «татарскостью» и «российскостью». Тем более, что в истории нашей страны понятие «русский» и «российский» были синонимичными. И только лишь в XX веке произошло некое разделение, когда понятие «русский» свелось к сугубо этническому содержанию, до того обозначавшегося понятием «великоросс». Сейчас есть тенденция вернуть широкое понимание русского как людей, пребывающих в русской культуре и в лоне православия. Но этим подходом мы не охватываем значительную часть россиян, а значит, на эту тему еще нужен диалог и поиск общеразделяемой формулы российскости.

        В принципе, я вообще никакой коллизии не вижу, и полагаю неправильным противопоставлять: вот мы русские, а остальные россияне — есть и такая точка зрения, но, слава Богу, не доминирующая в нашем обществе.

        — А как может быть оценена связь таких понятий в контексте цивилизационной идентичности?

        — Конечно, крупное государство, такое как Индия, Китай или Россия может, создав общемировые культурные достижения, считаться государством цивилизационного типа.

        Но, тем не менее, Россия, прежде всего, это национальное государство. И Индия считает себя национальным государством, и Китай. Напасно иногда пытаются под термином «Россия-цивилизация» отрицать её национальное измерение, то, что Россия — это государство-нация и у российского народа есть общие ценности и цели, а не только различия.

        В противном случае нам нужно выходить из Организации Объединённых Наций, прекращать говорить о национальных интересах России, элите нации, здоровье нации, национальной экономике, национальной олимпийской сборной и т. д. Прилагательного не бывает без существительного, так что всё-таки Россия это политическая, полиэтничная гражданская нация.

        А то, что эта нация по своей культуре, влиянию, в том числе политическому, принадлежит к числу государств, которые с полным правом относятся к цивилизационного масштаба структурам — это безусловно.

        Таких стран-цивилизаций не очень много, я бы назвал, прежде всего, Китай, Россию, американскую цивилизацию- кстати, курс с названием «American civilization» изучается в школах и колледжах США.

        — Как Вы оцениваете положение соотечественников на постсоветском пространстве? Как, на Ваш взгляд, следует интерпретировать концепцию «Русского мира»?

        — Это большая и сложная проблема. У меня когда то ещё министр Козырев спрашивал в 92-году: кто такие соотечественники? Я ответил: соотечественник — это тот, кто считает себя российским соотечественником, люди, которые ощущают свою связь с Россией и таким понятием, как «Русский мир». Иногда это выражается в сохранении языка, православной веры, а иногда есть люди, которые русский язык даже забыли, но считают себя русскими. Мы знаем много потомков дореволюционной эмиграции, которые уже по-русски не говорят, но считают себя русскими.

        Понятие «Русский мир» тоже изменилось, сильно повлияли события на Украине… Изначально концепцию излагали так: «Русский мир» — это все те, кто связан с Россией, но находится за ее пределами. Прежде всего это потомки нескольких волн эмиграции из России и новые русскоязычные диаспоры, образовавшиеся после распада СССР. Российский соотечественник — это главным образом этнический русский, православный, но не только. С Россией могут связывать себя, к примеру, черкесы-потомки мухаджиров, если они не ассимилировались окончательно в среду стран своего уже давнего проживания (Турция, Сирия, Иордания).

        Но сейчас в связи с последними событиями, понятие «Русского мира» стало трактоваться некоторыми политиками и экспертами по-иному, как «Россия и всё остальное». То есть, Россия также оказалась в «Русском мире». Если раньше «Русский мир» трактовался с позиций «русофонии», русского языка, то сейчас с «Русский мир» включает Россию, и в основе здесь концепция «разделённого народа».

        Тем не менее, я бы сохранил всё-таки ту концепцию «Русского мира», которая трактовала это понятие как сообщество людей, так или иначе связанных с Россией. Прежде всего это касается стран бывшего СССР, где проживает большое количество русских, а также миллионов людей в разных странах мира, связанных с Россией, для которых русский язык — основной язык, а Россия — это историческая Родина или «вторая Родина».

        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"