План деятельности Министерства промышленности и торговли РФ на 2013-2018 гг. в какой-то мере выглядит повторением мер и практики прошлого века. Производство станков, обновление ВПК, развитие автопромышленности, авиации, судостроения, фармакологии — и всё с опорой на собственные силы, с минимизацией зависимости от внешних поставок. То есть — индустриализация XXI века.
27 июня 2013 года был обнародован План деятельности Министерства промышленности и торговли РФ на 2013-2018 гг. Содержащий 31 направление и 124 ключевых события развития российской промышленности, план состоит из девяти основных направлений: модернизация технологической базы промышленности в общем, повышение её конкурентоспособности, развитие фармацевтической и медицинской отрасли, максимально полное удовлетворение потребностей населения путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, поддержка и содействие экспорту российской продукции на внешние рынки, совершенствование системы управления и обеспечение согласованности стратегий развития компаний с государственными программами развития соответствующих секторов экономики, завоевание передовых позиций в отдельных сегментах мировых рынков авиационной, судостроительной, информационно-коммуникационной и космической техники.
Также намечено достижение принципиального улучшения позиции русского судостроения в мире и обеспечения полного удовлетворения потребностей России в современной продукции этого рода. Организации ОПК будут подготовлены к оснащению Вооруженных Сил Российской Федерации современными образцами вооружения, военной и специальной техники, доведя к 2020 году их долю до 70%.
Нетрудно заметить, что всё вышеперечисленное относится к достижению «внутренних» целей Российской Федерации, и в первую очередь призвано качественно улучшить экономику внутреннего потребления. Хотя масштаб от такой локальности ничуть не страдает. Если ознакомиться с планами Минпромторга на ближайшую пятилетку глубже, в их процентном и численном виде, то итоги грядущей «пятилетки» будут выглядеть следующим образом.
В области машиностроения — стоимость годового объёма выпускаемой на отечественных площадках станкостроительной продукции должна вырасти с нуля до 6000 миллионов рублей в ценах 2010 года. Стоимость отечественной композитной продукции — с 22,1 миллиарда рублей до 82,4. В радиоэлектронной промышленности — российская доля производства «критических редкоземельных металлов» должна вырасти с нуля до 80%. По части материаловедения одним из индикаторов должен стать запуск на одном из заводов Твери в четвертом квартале 2013 года цеха по производству строительных конструкций из композитных материалов.
Объём производства легковых автомобилей должен вырасти в два с половиной раза — с 1,16 миллионов штук ежегодно в 2013 г. до 2,91 миллиона в 2018 году.
Согласно Плану, развитие гражданской морской техники будет сопровождаться обновлением производственных фондов, которые, по состоянию на этот год, являются новыми на 23%. В 2018 году эта доля должна составить 41%, что позволит увеличить объём выпускаемой продукции с 58,5 до 120,6 миллиардов рублей.
Количество созданных научно-исследовательских центров по разработке лекарств должно вырасти с нынешнего «нуля» до 17 в 2018 году, получить обновление производственных мощностей в этом году должны 25 предприятий фармакологической промышленности, по итогам пятилетки — 150. Также будет открыто 20 новых отечественных производств жизненно-необходимых лекарственных препаратов, создание инновационной фармацевтической промышленности предполагает начало выпуска в четвертом квартале 2013 года инсулинов полного цикла.
Не менее красочно выглядят планы ОПК. Доля обновлённых производственных фондов и новых технологий должна вырасти с 19% до 59%, производительность труда вырасти в два — четыре раза, реальная заработная плата — в 1,56. Первый заместитель Министра промышленности и торговли Глеб Никитин уточнил, что это будет означать увеличение средней зарплаты с нынешних 28,5 до 46,5 тысячи рублей, при том что число «умных» и высокопроизводительных рабочих мест увеличится более чем на миллион. Доля продукции ОПК, произведённой её интегрированными структурами, должна вырасти с 68% до 81%. По части повышения эффективности менеджмента, сертификатами соответствия мировым стандартам качества к 2018 году должны обладать 93% предприятий — сейчас ими обладает 48%.
Прочие задачи, выраженные в процентах и абсолютных значениях, выглядят скромнее. Так, доля отечественной продукции лёгкой промышленности в продажах внутреннего рынка должна вырасти с 23,3 до 26 процентов, доля российских товаров для детей — с 22 до 25, уровень переработки заготовленной древесины — с 65,4% до 70%, количество отечественной сельскохозяйственной техники, зерно- и кормоуборочных комбайнов, должно составить 62,9% по сравнению с 46,5% этого года.
Однако, самым амбициозным является целеполагание в области авиационной промышленности. Нетто-выручка авиационных компаний от продажи технологий, изделий и услуг должна вырасти почти вдвое — с 0,5 до 0,98 триллиона рублей, доля «нового» производства — с 19 до 59 процентов. Что, по мнению Минпромторга, позволит российскому авиапрому закрепиться в тройке мировых лидеров. В четвертом квартале 2014 года планируется создание научно-исследовательского центра, координирующего научную деятельность в авиастроении, а спустя год центр получит утвержденный план работ.
В каком-то смысле озвученная задача является наиболее масштабной и рефлекторно воспринимается как заведомо невыполнимая. «Тройка мировых лидеров» — достаточно размытое понятие, и Минпромторг не уточнил, лидерство какого рода имеется в виду. С точки зрения продаж готовых изделий, у России есть хоть и прогрессирующая, рентабельная, но достаточно — продажа военной авиации, вертолётов, ремонт и обслуживание данного направления — реализация уникальных технологий изготовления авиационных и космических двигателей. В гражданской авиации «большой рынок» поделен между компаниями Boeing и Airbus, обладающими солидным пакетом долгосрочных контрактов, не имеющими чёткой зональности и географии. При всём уважении к настойчивости управленцев и производства, шансы на разработку конкурентного изделия в этой области, его изготовление, глобальный маркетинг, избавление от «детских болезней», отладку всего процесса — и всё это за 5 лет — достаточно малы. Перспективы занять солидную долю в сегменте, в который сейчас внедряются «СуперДжет» Сухого и МС-21 выглядят более осязаемыми, но сложно сказать, похожи ли эти перспективы на закрепление в тройке мировых лидеров.
Тем не менее, Глеб Никитин подчеркнул: «раз цель заложили, деваться некуда, будем реализовывать». По его словам, план от начала и до конца основан на конкретных и реальных расчетах, утвержденных Правительством отраслевых стратегиях, федеральных целевых и государственных программах, причем, обеспеченных бюджетным финансированием. «Тех показателей, в которые мы не верим, здесь нет. За все несем персональную ответственность», — заключил заместитель министра. Стоит отметить — персональную ответственность. Одна действительно является таковой: в представленном Плане каждый элемент содержит фамилию человека, за него отвечающего. Что может само по себе считаться важным нововведением — или восстановлением действенного механизма контроля выполнения стратегически важных задач.
Нельзя не отметить тот факт, что План деятельности Министерства промышленности и торговли РФ на 2013-2018 гг. в какой-то мере выглядит повторением мер и практики прошлого века. Производство станков, обновление ВПК, развитие автопромышленности, авиации, судостроения, фармакологии — и всё с опорой на собственные силы, с минимизацией зависимости от внешних поставок. То есть — индустриализация XXI века, что вполне логично, учитывая известную схожесть ситуации в России 2013 года и Советского Союза 20-30-х гг. Вызовы и проблемы практически аналогичны — и ответы с решениями должны быть похожи, с поправкой на веяния времени.
В случае успеха «пятилетки» 2013-2018, в сочетании с инфраструктурными проектами, которые были озвучены Владимиром Путиным на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, российская экономика действительно имеет высокие шансы качественно вырасти. Поскольку все ключевые направления, охваченные Планом, имеют массу побочных ответвлений, затрагивающих широкий спектр производственных комплексов. Авиастроение и фармакология невозможны без науки, материаловедения, разработки элементной базы, оптимизации, создания инфраструктуры. Автомобили подразумевают аналогичные процессы — в сочетании с дорожным строительством. Здравоохранение — объяснять вряд ли требуется, что это продолжительность жизни, генофонд, повышение рождаемости. Но, как и век назад, важнее всего станки и технологии. Эта задача совершенно справедливо стоит в Плане на первом месте.
Андрей Полевой
Пятилетний план индустриализации России в ХХI веке
Пятилетний план индустриализации России в ХХI веке