Продолжающаяся война в Сирии, где правительственные войска упорно противостоят «революционерам» весьма неопределённого генеза — от радикальной политической оппозиции до исламистов, террористов и наёмников, вкупе с негласным присутствием спецподразделений развитых государств, своих целей не достигает. Пока.
Несмотря на беспрецедентную поддержку финансами, оружием, кадрами и общественным мнением, которую обеспечивают союзники «революционеров», армия Сирии не собирается сдаваться, президент Асад никак не свергается, а мирное население по-прежнему в массе своей доверяет ему, а не бесчисленным революционным вождям.
Какими бы ни были истинные задачи дестабилизационного процесса под названием «арабская весна», Сирия очевидным образом мешает их своевременному выполнению. Во всех остальных странах, попавших под удар «арабской весны», чтобы обрушить государство в хаос требовались недели или месяцы. В такой ситуации поиск действенных методов, позволяющих переломить ход противостояния и обеспечить решающее преимущество сирийским «революционерам», создав достаточные обоснования для ввода в игру иностранного контингента, становится первоочередной задачей. Поскольку примирение сторон никак не может быть желательным итогом конфликта для тех, кто его развязал. Пусть даже, согласно отчёту главы гуманитарной миссии ООН Валери Амос, положение жителей Сирии является «катастрофическим», и что Сирия «расплачивается за неспособность мировых держав разрешить продолжающийся уже 22 месяца конфликт».
Учитывая то, что Сирия пока не разделила судьбу Ливии благодаря лишь твёрдой позиции Москвы и Пекина, последовательно останавливающих любые попытки санкционировать иностранную интервенцию против Дамаска, повод для возобновления обсуждения «сирийского вопроса» под эгидой ООН должен быть очень веским. Можно сказать, эффектным, вроде пробирки с неким белым порошком, при помощи которой экс-госсекретарь США Колин Пауэлл смог добиться международного одобрения для нападения на Ирак. Пробиркой с неизвестной субстанцией сейчас уже никого не удивишь, однако такой термин как «провокация» всегда является актуальным, когда требуется повод для эскалации вмешательства.
Кажется, в последние недели началась подготовка именно к такому варианту. Согласно всем правилам информационных войн, мировые СМИ начали сообщать тревожные новости. Любой намек сирийской власти на использование химического оружия, чтобы побороть вооруженное восстание, послужит зеленым светом для ударов со стороны Израиля, заявил 27 января премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Ранее на эту тему высказались другие источники: 20 января французское издание Le Monde, например, сообщило, что правительственные войска Сирии уже применяли химическое оружие против мятежников. 16 января американские дипломаты в Турции заявили, что химическое оружие применялось в Хомсе. 25 декабря высказались сирийские повстанцы: правительство страны аж 18 раз якобы применяло боевые отравляющие вещества против населения страны! А в начале января представители так называемой «Сирийской освободительной армии» завили, что оппозиция и сама располагает всеми необходимыми компонентами для создания химического оружия.
Первыми повстанцы пообещали химическое оружие не применять, а если и будут применять, то только против военных баз и других стратегически важных объектов Башара Асада. В чём существуют изрядные сомнения, ибо пока что все террористические акты, происходящие на территории Сирии трудами «Сирийской освободительной армии», не обладали признаками чрезмерной заботы о мирном населении. Тем не менее, в США даже прозвучали инициативы о выделении дополнительных ресурсов мятежникам, на которых могла бы быть возложена миссия по охране складов с химоружием. О рисках, связанных с химическими арсеналами Сирии, говорил в своём первом выступлении на Капитолийском холме новый государственный секретарь США Джон Керри.
С учётом столь мощной информационной подготовки при участии солидных изданий и влиятельных персон, вариант провокации с использованием в Сирии химического оружия отнюдь не выглядит фантастическим. Как ружьё на стене, которое, по всем правилам жанра, должно выстрелить. Тем более, что в последние дни появилась информация, которая проливает свет на возможные детали данной спецоперации, в частности, кто именно и как будет её проводить. Примечательно, что в отличие от химического оружия в Сирии, об этой информации мировые СМИ молчат абсолютно, бурное обсуждение царит лишь на форумах, посвящённых сетевой безопасности и её преодолению, в блогах и в неформальных аналитических сообществах.
25 января действующий под псевдонимом JAsIrX хакер выложил в открытый доступ информацию, якобы добытую им с серверов частной военной компании Britam. Britam, как и многие другие структуры подобного толка, возглавляется бывшими военными, в данном случае — экс-служащими британских САС, специализируется, как сообщает её официальный сайт, на «управлении корпоративными рисками», тренировкой армии и полицейских структур в государствах Ближнего Востока, охраной нефтегазовых месторождений, защитой грузоперевозок от пиратов и тому подобным. В выложенной JAsIr базе данных можно, при наличии свободного времени, найти массу интересного: контракты с British Petroleum, близкой к семейству Бушей компанией Halliburton, исчерпывающую информацию о деятельности Britam в Ираке — имеется полный список всех сотрудников Britam с паспортными данными и фото, в котором бросается в глаза огромное количество граждан России и Украины. Что, наверняка, будет интересно компетентным органам обеих стран, ведь большинство соотечественников проходят в Britam по категориям трудоустройства, так или иначе связанным со статьёй №359 УК РФ «Наёмничество» и аналогичной, №447, в УК Украины. Присутствует в базе отчёт от Stratfor — частной разведывательной компании из США, многими считающейся «неформальным ЦРУ». И масса другой рутинной информации, вроде инструкций для персонала, регламента работ, полной базы паролей и учётных записей сотрудников, точных координат всех объектов Ирака, попадающих в категорию «стратегических» — от аэропорта Басры и заводов Petro China до станции переливания крови. Любой желающий, имея базовые познания в английском языке, может скачать полный архив и ознакомиться с сутью утечки и масштабностью планов Britam, которые уже приступили к работе по распределению фронта работ в пока ещё существующем суверенном Иране.
Однако, наиболее интересным для нас является короткое письмо от Дэвида Гулдинга, директора по развитию Britam, к главе организации Филиппу Доти. Письмо датировано 24 декабря 2012 года: «Фил, у нас новое предложение. Опять про Сирию. Катарцы предлагают выгодную сделку и клянутся, что идея одобрена Вашингтоном. Нам нужно будет доставить химическое оружие в Хомс, газовые бомбы советского производства из Ливии, такие же, которые должны быть у Асада. Они хотят, чтобы мы использовали наш украинский персонал, который будет говорить по-русски и запишет все на видео. Вообще, я не думаю, что это хорошая идея, но предлагаемые суммы огромны. Твоё мнение?»
Что ответил своему сотруднику Фил Доти, осталось неизвестным. Но если конкретно этот элемент утечки является подлинным, то информация поистине сенсационна. Речь идёт о реализации провокации, о которой так много говорят в последние дни — использование по инициативе США и Катара химического оружия, факт применения которого одновременно ударит по сирийским властям и по российско-китайской позиции в ООН относительно Дамаска.
Как уже говорилось, упоминаний в западных СМИ об утечке из Britam обнаружить не удаётся. Что, впрочем, понятно, ибо такой прокол способен, при должном его использовании, стать мощным дипломатическим контраргументом против чего угодно — и в интересах вероятных провокаторов его замолчать. Стоит ли обратить внимание на утечку? Безусловно. Даже если окажется так, что письмо Гулдинга является фальшивкой, остальной массив информации позволяет сделать некоторые ценные выводы относительно истинной подоплеки происходящего на Ближнем Востоке и кому выгодны такие средства по достижению этой цели.
Андрей Полевой
Провокация против Сирии: кому это выгодно
Провокация против Сирии: кому это выгодно