Европейские политики в 2010-2011 гг. стали массово разоблачать мультикультурализм как теорию мирного сосуществования людей различных идентичностей в рамках европейской цивилизации.
Оказалось, что это политика не способствует, как предполагалось, объединению людей вокруг идеи светского государства, соблюдения прав человека и свободного рынка, но лишь разделяет самоорганизующиеся по религиозному и этническому признаку сообщества, позволяет развиваться экстремистским и маргинальным структурам на равных правах с традиционными институтами.
В России идеи европейского и североамериканского мультикультурализма также получили свое распространение, однако, и у нас они не привели к межэтническому миру и согласию. Как и в Европе, в российских мегаполисах возрос потенциал конфликтов на почве расовой, религиозной и этнической ненависти, что привело к активизации деятельности экстремистских организаций. Про мнению ряда европейских экспертов, это произошло вследствие уравнения в правах традиционных и новых этнокультурных общностей, а также неравномерного распределения государственного финансирования базовой и прочих культурных традиций.
Таким образом, европейская цивилизация столкнулась с самым серьезным кризисом идентичности за всю свою историю. Если ранее национальная культурная традиция воспринималась в качестве неотъемлемого качества народа, то в настоящее время европейцы все в большей степени считают себя носителями некой общечеловеческой либеральной идентичности, а все прочие являются предметом свободного выбора индивида. Национальная идентичность растворяется среди множества возникающих новых региональных, групповых, виртуальных идентичностей, не способствующих консолидации общества и способствующих их культурной деградации.
В ряде государств на периферии европейского мира, таких, как Израиль, мультикультурализм никогда не рассматривался в качестве основной концепции урегулирования отношений между различными идентичностями. Сейчас, в условиях кризиса европейских межцивилизационных стратегий, оказалось, что именно этим государствам удалось сохранить единую консолидационную идентичность, которая была создана заново на основе теряющей актуальность теории национального государства.
Следует отметить, что новая израильская идентичность была сформирована искусственно, сверху, и получила распространение среди населения через систему специально организованных социальных трансляторов. Государство принимает самое активное участие во всех стадиях процесса — от поощрения научного конструирования новых смыслов до содействия распространению идей как внутри страны, так и за рубежом. При этом особо учитываются принципиально новые условия взаимоотношений государства, общества и мировой системы, наступившие в связи с распадом СССР и последующей глобализацией.
В Израиле существует ограниченное количество финансируемых из различных государственных и частных фондов институтов, которые занимаются генезисом новой израильской идентичности. При этом учитываются такие аспекты, как наличие негативно настроенных к государству национальных и религиозных меньшинств, исторические особенности развития государственной системы, отношения с соседями и положение Израиля на международной арене. Теоретические разработки проверяются в ходе научных дискуссий, которые организуются на базе университетов, общественных организаций и парламента. В основе этих концепций — превалирование позитивной консолидации общества над негативной и соответствие современным западным социальным концепциям. В дальнейшем эти смыслы транслируются через СМИ, общественные организации и сеть культурных центров, а также систему всеобщего образования и армейские структуры.
Особое внимание в Израиле обращается на распространение новых концепций идентичности среди граждан, проживающих за рубежом, а также на диаспору. За границей также созданы многочисленные общественные организации, так или иначе связанные с государством и предлагающие целый перечень программ. Цель этой деятельности — распространение новых концепций идентичности среди диаспоры, создание сети связей между индивидом и коллективной идентичностью, тесно связанной с государством Израиль. В этой стратегии важнейшее место уделяется борьбе с явлениями, которые могут негативно сказаться на единстве коллективной идентичности евреев: антисемитизм, израилефобия, сектантство и т. п. При этом самым серьезным образом демонстрируется единство еврейского народа и государства Израиль: критика государства со стороны неевреев во всех случаях приравнивается к антисемитизму.
Таким образом, за годы существования программы, государству Израиль удалось в большинстве стран мира почти полностью прекратить критику в свой адрес, создать положительный образ Израиля, а также серьезно сплотить диаспору перед лицом глобальных угроз. Без всякого сомнения, за последние 20-30 лет израильская идентичность претерпела значительные изменения, тем не менее, ее размытие было предотвращено, а связь государства с народом только укрепилась. За границей были найдены миллионы сторонников, готовых поддерживать все политические шаги Израиля и осуждать его противников. Это стало итогом многолетних усилий государства по финансированию, всесторонней поддержке и имплементации новых социальных конструктов.
Александр Сотниченко
Провал политики мультикультурализма и инвестиции в идентичность
Провал политики мультикультурализма и инвестиции в идентичность