Выступление Заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора, Главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на ХVIII ВРНС.
Святейший Патриарх буквально несколько дней назад, встречаясь с членами Бюро Президиума ВРНС, его Экспертного центра и некоторыми представителями его региональных отделений, подчеркнул, что Собору нужно развиваться в том числе как интеллектуальному центру и центру собирания некой инфраструктуры. Собор должен предлагать идеи для широкой общественной дискуссии, беря эти идеи из разных общественных сред — в том числе от предпринимателей, от педагогов, от журналистов. Было сказано и о том, что Собор должен гораздо более активно и качественно, чем сегодня, развивать свою международную деятельность. Мне кажется, что слова Святейшего и наша сегодняшняя дискуссия выделяют несколько направлений, в которых нам нужно быть особенно активными.
Это национальная политика. Прозвучало несколько критических высказываний относительно тех идиологем, которые были выработаны, а скорее заимствованы в 90-е годы и которые в значительной степени показали сегодня свою безжизненность. Критика, наверное, была достаточно справедливой. Мы знаем, что страна один-два года назад подошла к очень опасной черте в сфере межнациональных отношений, о чем очень подробно говорилось на XVII Соборе. И это произошло в момент, когда в течение нескольких десятилетий, кажется, многое было сделано для того, чтобы некоторые выработанные на западной почве идеи были перенесены на почву российскую, и все межнациональные конфликты вроде бы должны были быть улажены. Этого не произошло: не сработали те идеи и те штампы, которые точно так же не сработали на Западе, но которые были предложены некоторой частью экспертной элиты, чтобы — как некоторые, наверное, считали — отсталых людей, все еще живущих прежде всего религиозной и национальной идентичностью, научить жить в условиях неких новых идентичностей. Все это не сработало, всего этого не получилось.
Нам нужно это спокойно и смиренно констатировать — не для того, чтобы пытаться исключить из дискуссии творцов национальной политики 90-х годов или какие-то еще группы, в том числе экспертные группы, связанные с западными странами. Нам нужно постараться добиться того, чтобы через честный диалог — не через интригу, как это иногда делают некоторые коллеги, а через честный диалог — перейти к новому консенсусу. Консенсус в национальной политике 90-х годов — это не консенсус, а попытка навязывания обществу довольно специфических взглядов одной группы. Нужно действительно прийти к консенсусу или к высокой степени общего мышления — если консенсус в принципе окажется невозможен — относительно предельной ценности религиозной идентичности, национальной идентичности и важности совместной мирной жизни людей, у которых есть разные религиозные и этнические идентичности и у которых даже образ жизни часто может не совпадать, как могут не совпадать и правила, согласно которым люди живут в рамках одного общества.
Получатся при этой дискуссии некие параметры общих мест для разных национальных и религиозных идентичностей — хорошо. Не получатся — значит, нужно думать о том, как разграничить сферы влияния и общественное пространство. В любом случае, я думаю, ВРНС мог бы организовывать мероприятия для обсуждения будущей национальной политики, а также участвовать в мероприятиях, которые проводят те или иные наши партнеры.
Очень важно участие и в определении молодежной политики нашего государства, и выстраивание собственных усилий ВРНС в отношениях с молодежью, самой разной — как с элитной, так и с самой простой, как с интеллектуальной, так и не имеющей отношения к тем или иным интеллектуальным тусовкам, с молодежью улиц. Я убежден, что мы сможем проводить большее количество молодежных акций, и что наш голос, и голос собственно молодежи, в том числе, так называемой молодежи улиц, будет слышен при определении приоритетов и содержания молодежной повестки государства. Очень важно, чтобы русский и православный факторы учитывались в ходе определения параметров этой политики, о чем сказано в нашем итоговом документе.
Образовательная политика также должна стать приложением наших сил. Очень многим в этом зале, думаю, понравилась идея создания консолидированного содержания и консолидированных направлений курсов истории, обществознания, русской истории и литературы — то, что уже несколько месяцев предлагает Ирина Анатольевна Яровая. Нужно включаться в работу над содержанием всех этих учебников, над концепциями преподавания всех этих четырех предметов — я уверен, что мы этой возможностью максимально воспользуемся.
Вопрос экономики и экономической политики также нужно обсуждать в большей степени на площадке ВРНС. Сегодня прозвучала идея Экономического форума ВРНС. Я надеюсь, что у нас это получится, так же как и идея проведения Технологического форума ВРНС, который был предложен господином Стрихановым, ректором МИФИ, и у меня есть ощущение того, что наша цивилизация — как в лице интеллектуалов, в том числе экономистов, так и в лице практиков-бизнесменов — имеет некие ответы на глобальный экономический кризис, на ту несправедливость, которая существует в мировой экономике, на ту проблему нарастания противоречий между экономикой товаров и услуг с одной стороны, и финансовой экономикой с другой стороны. А эта проблема сегодня достаточно активно поднимается многими неглупыми людьми во всем мире.
Нам очень важно сформулировать наш ответ, не боясь оспорить никакие якобы бесспорные с точки зрения некоторых людей «аксиомы» экономической политики, не боясь спорить с самыми авторитетными деятелями экономической мысли или практической экономики, не боясь оспаривать монополию тех или иных центров власти — политической, экономической, военной, интеллектуальной — на суждения в области развития мировой экономики. Не боясь этого, нам нужно постараться компетентно и через взаимный диалог предложить российский, русский ответ на те вопросы, которые стоят перед мировой экономикой. Я надеюсь, что это у нас получится — как через разработку базовых докладов, над которыми работает наш Экспертный центр, так и через возможный Экономический форум Всемирного Русского Народного Собора, через деятельность нашего нового коллективного члена — клуба «Русский предприниматель» и тех интеллектуальных сил, которые с ним связаны.
Я убежден, что Собор как интеллектуальный центр, как инфраструктурное сообщество, все более и более распространяющее свою деятельность на регионы, сможет стать трибуной русской мысли и средством организованного, системного, продуманного участия русского народа во всех процессах, которые происходят в стране и в мире.
Я сердечно благодарю всех, кто принял участие в нашей сегодняшней работе, тех, кто прислал приветствия, тех, кто выступил. Особо благодарю Секретариат во главе с Олегом Александровичем Костиным за организацию нашей работы.
Всем мира, всем радости, всем помощи Божией в добрых делах.
Протоирей Всеволод Чаплин: Собор как интеллектуальный центр сможет стать трибуной русской мысли
Протоирей Всеволод Чаплин: Собор как интеллектуальный центр сможет стать трибуной русской мысли