Выступление Замглавы Всемирного Русского Народного Собора, Главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в программе «Комментарий недели» телеканала «Союз» от 4 октября 2014 года.
3-4 октября была воспомянута годовщина трагических событий в Москве в 1993 году. Как мы с вами хорошо помним — а многие, возможно уже помнят не очень хорошо, — между исполнительной властью во главе с президентом и тогдашним парламентом страны, Верховным Советом Российской Федерации, разгорелось серьезное противостояние, которое окончилось силовыми действиями в нескольких точках Москвы, особенно около Белого дома. В результате погибло большое количество людей.
В Останкино, где происходила часть столкновений, и около Белого дома в эти дни совершались панихиды. И во время этих панихид, которые обычно проводятся по просьбе сторонников тогдашней оппозиции и семей жертв тогдашнего противостояния, священнослужители, конечно, молились о жертвах с обеих сторон.
В разгар тогдашних событий Церковь в лице Святейшего Патриарха Алексия и тогдашнего митрополита Кирилла — нынешнего Патриарха Московского и всея Руси, инициировала переговорный процесс между Администрацией президента, Верховным Советом, различными политическими силами, которые были на тот момент представлены в данных органах власти.
Мне приходилось участвовать в организации переговорного процесса, в подготовке документов, контактировать с Белым домом, с представителями Администрации президента. Переговоры шли крайне непросто, но они фактически увенчались успехом. Были найдены формулы мирного разрешения противостояния и сохранения у власти как исполнительных структур, так и тогдашнего парламента. К сожалению, вместо выполнения достигнутых договоренностей начались силовые действия.
Во время штурма Останкино, совершенно очевидно, наступающей, агрессивной стороной, были сторонники Верховного Совета. Хотя и у них была своя правда: они считали, что деятельность Верховного Совета не освещалась тогдашними СМИ. Потом произошел расстрел здания Верховного Совета, известного сегодня как Дом Правительства РФ. Потом те, кто участвовал в этих событиях, были реабилитированы. Говорить об их вине сегодня не представляется уместным. Господь знает, что были правые и были виноватые, те, кто нападал, и те, кто оборонялся. Были те, кто хотел любой ценой продавить свою политическую повестку дня. Были и те, кто реально шел на компромисс, на то, чтобы разрешать проблемы не жестким применением силы, а умением найти место для разных точек зрения в рамках жизни одной страны.
Сегодня, к сожалению, мы видим попытки переписать историю, сказать, что одна сторона была однозначно правой, а другая — виноватой. Некоторое время назад председатель Комитета памяти жертв трагических событий 3-4 октября 1993 года депутат Государственной Думы Евгений Владимирович Доронин обратился в Отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества с просьбой помочь восстановить на должном месте памятный крест, посвященный событиям в Останкино. Этот памятный крест был убран на неподобающее место, на задний двор еще в 2011 году, хотя с 1993 года стоял на достойном месте. Сегодня изготовлен новый крест, который мог бы быть поставлен взамен обветшавшего. Но руководство телецентра «Останкино» отказывается рассматривать этот вопрос.
В связи с этим я обратился к министру связи и массовых коммуникаций РФ господину Никифорову. И вот что ответил на это обращения замминистра господин Волин: «Установка памятника жертвам событий 3-4 октября 1993 года у телевизионного технического центра «Останкино» является неприемлемой, поскольку он будет посвящен памяти погибших, в том числе террористов и бунтовщиков». А ведь точно такие же оценки сегодня могут прозвучать и в адрес тогдашней исполнительной власти, в адрес тех, кто, нарушая Конституцию, распустил парламент, подверг обстрелу здание парламента, что привело к массовым жертвам. Когда возникают оценки не примирительные, не направленные на попытку уяснить некую часть правды и справедливости позиций обеих сторон, мы опять возвращаемся к спору о том, почему в 1993 году наше общество оказалось так сильно разделено.
В то время Святейший Патриарх Алексий выступил с документом под названием «Мольба Патриарха», в котором призвал стороны противостояния остановиться и прийти к взаимоприемлемым решениям. Затем Церковь напомнила, что анафема пала на тех, кто первым применил силу. Не стоит оправдывать ни тех, кто бросился штурмовать Останкино, ни тех, кто начал обстреливать Белый дом. Но все-таки обществу удалось примирить разные точки зрения и разные политические позиции в ходе событий, которые произошли после трагического противостояния. Страна избежала гражданской войны. Страна избежала большого насилия, которое могло бы начаться в том случае, если бы политические эмоции вовлекли народ в противостояние, как это было в 1917 году.
Народ оказался мудрее. Более того, мудрее оказалась и история. Кому-то в 1993 году казалось, что определенная точка зрения победила, что люди, активно не принимавшие советскую действительность, стремившиеся навсегда утвердить в обществе демократию западного образца и капитализм, одержали окончательную победу. И что никто никогда на уровне принятия государственных решений не будет оспаривать этот курс так, как оспаривал его Верховный Совет в начале 90-х.
Но история сложилась иначе. Наше общество, а потом и государственное руководство — народ, а потом и власть, исполнительная и законодательная, все в большей мере начали понимать, что не получится в России силой оружия или силой убеждения, политического давления, промывания мозгов, обмана утвердить однозначную ориентацию на Запад.
Да, прозападные силы в России всегда существовали, также как и либеральные силы — прозападные или пророссийские. И они имеют очень важное место в политической жизни. Более того, роль этих сил в обществе будет периодически то увеличиваться, то уменьшаться — так же как и роль консервативных сил, ориентированных на самостоятельное развитие, и сил, не приемлющих капитализм в его нынешнем виде. И те, и другие имеют свое право на участие в истории страны, в ее настоящем, в тех дискуссиях, которые происходят, — и, безусловно, они будут играть определенную роль в будущем страны.
Но в течение второй половины 90-х годов и всего отрезка текущего столетия, который мы прожили, однозначный диктат прозападных сил не получился. Люди стали возвращаться к пониманию необходимости самостоятельного развития, начали спорить с якобы бесспорными идеями западной демократии и капитализма. Сегодня, по большому счету, уже нельзя сказать, что победа определенных сил, одержанная в 1993 году при помощи оружия, имеет какое бы то ни было значение для государственного строительства и преобразований, которые происходят в стране. Жизнь все поставила на места. История выпрямила кривизну, которая произошла после одностороннего политического давления.
Это вовсе не значит, что сегодня надо унижать, растаптывать, исключать из жизни страны те силы, чья идея взяла верх в начале 90-х. Будем надеяться, что консерваторы и либералы, западники и почвенники, приверженцы разных взглядов на развитие страны, будут иметь адекватное своей численности, интеллекту и практическим делам значение в построении будущего.
Каждый социальный слой должен адекватно участвовать в определении того, как нам жить, и ради чего жить, и что является главным. Чтобы это всегда было так, важно помнить жертвы трагических событий, разделявших наш народ, и уроки этих событий. Разные слои — простой народ, интеллектуалы и некнижные люди, жители Москвы и регионов — все это группы людей, которые никуда не денутся. И значит, к ним нужно прислушиваться до того, как в обществе начинается разделение, чреватое насилием и гражданской войной. Нужно слушать друг друга, учитывать интересы друг друга, помнить о тех жертвах, которые были принесены в августе 1991 года и в сентябре-октябре 1993 года — я, кстати, стараюсь совершать панихиды в день памяти жертв обоих событий.
В истории России были очень непростые моменты, после которых все равно все возвращалось на круги своя. Общественные силы получали представительство в органах власти и право принятия решений адекватно своему реальному весу в истории и в реальной жизни государства. Помнить обо всем этом нужно, чтобы не повторялись трагические эпизоды истории, чтобы не лилась братская кровь.
Протоиерей Всеволод Чаплин: Помнить уроки 1993 года
Протоиерей Всеволод Чаплин: Помнить уроки 1993 года