Выступление Замглавы Всемирного Русского Народного Собора, Главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в программе «Комментарий недели» телеканала «Союз» 7 марта 2015 года.
Некоторое время назад меня пригласили выступить на внеочередном съезде Федерации еврейских общин России — это организация, которая придерживается традиционного взгляда на религиозно мотивированный образ жизни, объединяет консервативно мыслящих иудеев. Достаточно часто представители Русской Православной Церкви приглашаются на мероприятия этой организации. Ее руководство периодически участвует в церковно-общественных мероприятиях, в межрелигиозном диалоге, в тех коллегиальных органах, которые созданы государством для ведения диалога с религиозными общинами.
Так что встречаемся мы с представителями традиционных для России религий каждую неделю, а иногда и чаще. Нашему диалогу много веков, не прерывался он и в советское время. И в контексте этого диалога иногда важно прямо сказать несколько слов о том, как мы относимся друг к другу, какие видим сложности в отношениях и каковы у нас общие вызовы и общие задачи. При этом вещи, которые говорятся в контексте межрелигиозного диалога, не отличаются, да и не должны отличаться от того, что говорится во внутрицерковном контексте. Да сегодня и невозможно говорить в одном помещении, в одном контексте одно, а в другом — другое. Информация распространяется уже в течение дня достаточно широко по самым разным группам. Поэтому сегодня хотелось бы практически повторить для православной аудитории то, что было сказано в зале, где проходил съезд Федерации еврейских общин.
Богословски мы и иудеи — разные. История отношений русских и евреев, православных и иудеев насчитывает много веков. В этой истории были трагические моменты. Были ситуации, о которых хотелось бы забыть, но которые периодически вновь обсуждаются в контексте истории. И значит, к этим ситуациям нужно относиться с правдой, с покаянием, со стремлением исцелить историческую боль, чтобы построить достойные отношения народов.
Не стоит ни в коем случае забывать и о том, что богословски, доктринально, мы, конечно, серьезно расходимся с иудаизмом. Вера в Господа Иисуса Христа как в Мессию и Спасителя является для христианина истинной верой. Иудеи эту веру не разделяют. Не нужно пытаться делать вид, будто этого различия не существует. Не следует поддакивать тем, кто говорит об одинаковости всех путей к Богу, о том, что любые религии нужно модифицировать, приспособив их к утилитарным нуждам грешного человека или поврежденного грехом человеческого общежития. Не нужно идти по пути смешения вер, который предлагался некоторое время назад отдельными секулярно-гуманистическими силами, претендовавшими на роль посредников и модераторов в контексте межрелигиозного диалога. Мы действительно разные, и это нужно честно признавать. Но в то же время у евреев и русских, у иудеев и христиан есть общие вызовы. Есть процессы, в которых мы должны поддерживать друг друга.
В первую очередь это отстаивание традиционных нравственных ценностей и религиозного образа жизни, который сегодня слишком многие в мире пытаются оспорить, вычеркнуть из современной жизни, объявить чем-то вредным, опасным, неблагонадежным, достойным всяческого осуждения, а в перспективе и запрета.
Надо сказать, что еврейский народ, особенно традиционно-религиозная его часть, проявляет потрясающую волю к отстаиванию своих ценностей, в том числе своего религиозного образа жизни. Это касается самых разных проявлений этого образа жизни. Посмотрите, как религиозные евреи отстаивают право на соблюдение субботы — в том числе на работе, в учебном заведении. Недавно эта тема обсуждалась в контексте работы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. Обсуждалась очень позитивно, поскольку иудейская община вместе с адвентистской общиной проявили достаточно серьезную волю к тому, чтобы отстоять соблюдение субботы в любом контексте, в том числе в контексте образовательных учреждений.
Посмотрите, как религиозные евреи отстаивают свой внешний вид и право его соблюдать в любом общественном контексте, как ими отстаивается религиозно-культурное наследие — памятники, библиотеки и иные вещи, которые воспринимаются в качестве их святынь или в качестве источников знаний. Такой воли, такой решимости, такой уверенности в том, что отстаивать свои права необходимо, следует только поучиться, в том числе православным христианам.
Сегодня в лоне разных народов: еврейского, русского, украинского, белорусского, в лоне западных народов появляются силы, которые не просто ненавидят традиционные ценности, не просто пытаются их оспорить. Можно не любить эти ценности и можно с ними спорить сколько угодно, но мы наблюдаем попытку делегитимизировать эти ценности — настоять на том, что они не имеют права на жизнь в современном обществе.
В этих условиях момент, когда верующих людей пытаются заставить постепенно отказаться от тех ценностей, которые они считают вечными и неизменными, когда многие верующие соглашаются на уступки, чтобы не раздражать окружающих, чтобы не быть высмеянными или униженными небольшой, но агрессивной группой антирелигиозно настроенных граждан — именно в этих условиях нам нужно поддерживать право друг друга на исповедание своей веры, на поступки, согласные с верой, на целостный образ жизни, основанный на вере. Если в Западной Европе начинают призывать запретить обрезание или ритуальный убой скота, а в России пытаются запретить православным высказываться на общественно значимые темы, в частности, культурные — важно позаботиться о взаимной поддержке.
Нужно ясно заявить: верующие люди имеют точно такое же право на определение общественного устройства, как и неверующие. И значит, если в обществе присутствуют люди с разными представлениями о том, как это общество должно жить, нужно по крайней мере разделить пространство на такие сегменты, в которых позиция верующих и неверующих людей была бы приемлема, на подпространства, где позиция той и другой группы была бы максимально реализована. А еще лучше было бы сделать так, чтобы общее пространство было приспособлено для разнонаправленных установлений, согласно которым живут верующие и неверующие люди. Во многих обществах это удавалось сделать: вспомним хотя бы Российскую империю. Уверен, что нечто подобное может получиться и у нас.
Следует вместе противостоять экстремизму и террору, агрессивным попыткам принизить тот или иной народ, выразить отрицательные чувства по отношению к нему или заявить о тотальном этническом превосходстве того или иного народа. Сегодня в нашем обществе, как многие признают, становится все меньше антисемитизма. Известно, что в православной среде звучат подчас оскорбительные шуточки в адрес евреев. Но очевидно, что все в большей степени даже эти шуточки все-таки не связаны с агрессией, с ненавистью, с обидой, с завистью. Подобные чувства есть, но в пространстве внутрицерковной дискуссии их становится все меньше, и это неплохо.
Мы можем иногда иронизировать друг над другом: евреи над русскими, русские над евреями. Но это не должно быть основанием для каких-либо негативных чувств, которые оскверняют человека. Обида, зависть, злоба, ненависть всегда оскверняют человека и больше вредят тем, кто испытывает эти чувства, нежели тем, против кого они направлены.
Духовный руководитель Федерации еврейских общин России, главный раввин России Берл Лазар сказал, выступая на упомянутом съезде, следующее: «В отличие от Европы, где учащаются случаи проявления антисемитизма, в России евреи могут чувствовать себя уверенно. <...> У нас прекрасные отношения с последователями других религий. За последние годы возникла настоящая дружба. Мы совместно ведем много проектов. Нигде в мире такого, к сожалению, нет».
Хочется надеяться, что православные христиане, оставаясь собой, не отказываясь от своей веры, будут по-доброму относиться к людям иных вер и других национальностей. Очень важно взаимное доверие. Очень важно рассказывать друг другу о том, какие у нас религиозные принципы, какие мысли относительно будущего: собственных народов, России, мира. Важно преодолевать страхи, подозрения через прямой и открытый диалог в культурном и информационном пространстве. Ну и наконец, как мне кажется, очень важно не мешать друг другу реализовывать ту общественную миссию, которая есть у каждого народа, у каждой религиозной общины.
У русского народа, других православных народов и у еврейского народа эти миссии отчасти совпадают, но во многом расходятся. Иногда у них были разные исторические векторы, и вокруг этих векторов иногда шла очень жесткая полемика и политическая борьба.
В этом контексте, как представляется, важно увидеть право каждого народа и каждой религиозной общины на свою историческую миссию. Признать это право. Понять, что его реализация в согласии с глубокими внутренними религиозными побуждениями (если речь идет о духовной миссии) по большому счету никому не должна доставить обид и никому не может принести исторического поражения.
Понимая разнонаправленность двух миссий, наверное, не мешает позаботиться о том, чтобы любой народ имел право осуществить свою миссию и при этом умел бы договариваться с другими народами о том, чтобы в тех точках соприкосновения, в которых миссии вступают в противоречие, возникали бы максимально взаимоприемлемые решения.
Итак, честно признавая различия друг друга, нужно поддерживать друг друга, не мешая друг другу. Нужно бороться и с антисемитизмом, и с русофобией. Нужно вместе выступать против тех, кто хотел бы погрузить жизнь любого народа в пучину безнравственности, эгоизма, атомизации, оторванности от тех вечных идеалов, которые дал людям вечный и неизменный Творец.
Протоиерей Всеволод Чаплин: О православных и иудеях
Протоиерей Всеволод Чаплин: О православных и иудеях