Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Москва
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Москва
    • Мурманская область
    • Ненецкий автономный округ
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Москва
      • Мурманская область
      • Ненецкий автономный округ
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тверская область
      • Тульская область
      • Тюменская область
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Москва
          • Мурманская область
          • Ненецкий автономный округ
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тверская область
          • Тульская область
          • Тюменская область
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Противоборство безбожий

        Противоборство безбожий

        Противоборство безбожий

        Период, во всех европейских странах именовавшийся декадансом, был временем экспансии мизантропических философий, дионисийской практикой мистических кружков и культурного экспериментаторства, намеренно бросающего вызов классическим формам искусства и самому творческому труду, создающему художественные, литературные и музыкальные формы высокой эстетики.

        Сергей Маковский в мемуарах «Силуэты русских художников» выводит общую черту этой новой поросли — гипертрофированный эгоцентризм, фиксацию на «себе любимом»: «Буйно расплодились, как грибы после дождика, замысловатые «измы» наших бунтарей от живописи. Десятки художников оказались сразу главами собственных школ. Групповые, кружковые и одиночные выступления, прикрытые иностранным ярлыком, зачастую совершенно не соответствовавшим своей доморощенной теории, соперничали в дерзании. И все дерзающие требовали исключительного признания, не жалея себя, воюя друг с другом, фокусничая наперегонки, издеваясь над публикою и раздражая ее, хотя и давно ко всему приученную, широковещательным самовосхвалением, малограмотною словесностью в печатных брошюрах и непечатною руганью на своих митингах: кубисты, футуристы, кубо-футуристы, футуро-кубисты, супрематисты, орфеисты, лучисты, имажинисты и так далее». То же происходило в литературе, откуда те же импульсы гордыни прорастали в философию. Наблюдатели узкого круга символистов, искушенных сектантским оккультизмом в атмосфере столичной «изнеженной перекультуренности» (Н. О. Лосский), позже говорили о них, что они «не жили, а играли в жизнь» — экспериментировали с собой, экстраполируя собственные дионисийские извращения на общество.

        Это происходило и в Вене, и в Париже, и в Берлине, и в Санкт-Петербурге — во всех столицах стран, которым было суждено столкнуться в Первой мировой. «Эпидемия» мистифицированного эгоцентризма в творческой среде мегаполисов, которая стала обособленной оранжерейной субкультурой, соседствовала с усиленным интересом «изнеженного» городского обывателя к сексуальности. Самостоятельной предпосылкой этой стороны декаданса были, во-первых, распространенная экстраполяция законов физики на законы общества (теория Фрейда базируется на законе о сохранения энергии), а во-вторых, развитие индустрии массовой печати, в которой сенсация, политическая, светская или околонаучная, оправдывает спрос.

        Эти модераторы, носители заимствованных псевдонаук, неоязыческих и квази-ориенталистских концептов и оккультных практик, проникают и в высший истэблишмент, где национальные интересы прорастают мистифицированными несбыточными планами. Державы сталкиваются в мировых войнах, социальные лишения становятся почвой для радикальных рецептов трансформации.

        Характерно, что во Франции, европейском эпицентре социальных трансформаций XIX века, имя «радикальная» носит не самая левая (пролетарская), а самая антиклерикальная из партий. И век спустя «транснациональными радикалами» будут называть себя так называемые антипрогибиционисты, то есть носители дионисийской анти-этики. Таким образом, в отношения между властью и обществом активно вступили «модераторы» с собственными приоритетами, имеющими одновременно мировоззренческий и экономический бэкграунд. Они создают в городских сообществах (где СМИ получают максимальную прибыль) атмосферу, в которой отдельная личность перестает быть представителем своей цивилизации, гражданином своей страны и потомком рода. Идентичность городского человека периода декаданса отступает перед универсализацией среды (под маркой европеизации), его мотив к служению обесценивается размыванием критериев блага, а его семейный долг замещают «комплексы Эдипа и Электры».

        В оппозиционных кругах русского общества еще с 1880-х годов рабочие окраины расходились с городскими средними сословиями не только в социальном статусе, но и в ценностных стереотипах. Как в стачечном движении, так и в тюрьмах сформировался специфический безрелигиозный стоицизм, наивная и насыщенная энергетикой сопротивленческая протофилософия, в которой была сохранена как трудовая этика, так и сознание надэтнической общности (братства) — раньше, чем эта бунтарская среда познакомилась с классовой теорией. Л. П. Карсавин, описывая религиозность русского духа, видел его и в «воинствующем атеизме», а С. Н. Трубецкой характеризовал мировоззрение революционеров-стоиков как сбившееся с пути религиозное искание. Из широкого спектра европейских левых учений русская «армия окраин» могла усвоить и адаптировать лишь то единственное направление, которое культивировало образ «нашего нового мира», само строительство которого требовало создания новой стоимости, а не только распределения имеющихся благ.

        Коммунистическая утопия в России была обречена на саморазрушение, ибо основывалась на достижении благодати без креста. Идея трансформации человека, не содержавшая концепта воздаяния, в своем воплощении неизбежно вылилась в использование устрашения вместо убеждения, слежки вместо доверия, в подозрениях к непричастным и казням невинных. Однако эта утопия, вслед за христианством, отвергала гностику, направляя мощнейшую энергетику к собственному квазирелигиозному (суррогатному) идеалу добра. Помимо этого, в России теория социализма дополнилась императивом развития производительных сил (заимствуя его у Д. И. Менделеева и В. И. Вернадского) и прямым отрицанием мальтузианства. Не удивительно, что Советская Россия поставила себе на службу множество талантов, мотивированных научным поиском и технологическим проектированием. Революционный пафос трансформации, сводивший счеты с символами «старого мира», остановился перед результатом труда предков, а пролеткультовские и воинствующие безбожнические подходы были отодвинуты в сторону, не стали мэйнстримом; по той же причине педагогика в 1930-х годах отторгла педологию, а архитектура — конструктивизм.

        Столь же закономерно, что для уничтожения русской цивилизации военной силой в ХХ веке было мобилизовано не западное христианство, а расистский миф, сочетавший древнегерманское язычество с оккультизмом: для геополитических целей была синтезирована философия, отвергающая высшую ценность человеческой жизни и концептуализирующая массовое истребление и тотальное разрушение. Как было показано в трудах митрополита Иоанна (Снычева), этот синтез был последовательным процессом: вначале в сознание корпоративных элит были внедрены ультра-индустриалистские романтические смыслы вместе с концептом расширения «жизненного пространства» (Lebensraum), а затем уже, в лице А. фон Розенберга, был внедрен мальтузианский, античеловеческий элемент, апеллирующий к гегелевскому учению о высших и неполноценных расах.

        Столь же закономерно, что руководство СССР апеллировало в ответ к православным ценностям. Столь же закономерно было возрождение образов русских полководцев на государственных наградах, восстановление системы воинских званий, возвращение в топонимику городов исторических названий, мобилизация художников-реставраторов на восстановление сметенных войной шедевров архитектурной классики. И столь же закономерно, что сопротивление и победа в Великой Отечественной войне остались неоспоримым, сакральным смыслом национальной истории, запечатлелись в народной памяти как солидарный подвиг во имя высшей Правды, а те, кто пытался его оспорить, были либо отторгнуты культурой, либо, в конечном счете, покаялись в этих попытках.

        Мировая общественная мысль второй половины ХХ века была окрашена осмыслением опыта Второй мировой войны. В этом осмыслении мизантропия также взяла верх. Как и полвека тому назад, часть англо-американского истэблишмента подняла на знамена анархический пацифизм. Принимая их за идейных союзников, новое советское руководство не придало значения их одновременно антирелигиозному и антигосударственному пафосу, под влиянием которого началась эрозия и политический раскол в Восточном блоке — начиная с Балкан, где предметом геополитического противоборства был контроль над проливами. И те же анархо-пацифисты под видом антиколониалистского протеста подготовили «революцию рока, секса и наркотиков» 1968 года. Это был новый, и как мы сейчас понимаем, стратегически важный этап «противоборства безбожий», готовивший смену парадигмы развития и открывший так называемую эру глобализации.

        «Холодная война», объявленная еще не восстановленной от разрухи стране, была не только экономическим соревнованием. Это было продолжение смысловой войны другими средствами. И первым симптомом слабости СССР в этой войне был провал планов ускоренного народнохозяйственного развития на фоне ничем не оправданной антирелигиозной кампании, когда в городах уничтожались храмы, чудом уцелевшие в войну, спасенные людьми под бомбами. Должные уроки из этого провала, как и из сигналов отчуждения народа от власти (события в Новочеркасске) извлечены не были. В 1970-е годы каналы духовного сообщения между властью и народом были засорены буквальной немотой власти (неспособность произнести слово без бумажки) и воцарением начетничества и бюрократии, когда преемственность элиты осуществлялась по принципу отрицательной селекции: отбор не по делам, а по отчетам, не по талантам, а по лояльности.

        В итоге следующее поколение советской элиты, так называемое «поколение младших научных сотрудников», росло уже предрасположенным к прямому внешнему искушению — к радикальным политическим и экономическим решениям, попирающим и память павших, и результат труда живущих. «Сливки» этого поколения еще с конца 1970-х годов вовлекались в деятельность наднациональных институтов и идеологически обрабатывались в духе постиндустриальной парадигмы. В то же время бюрократизация управления глушила научную и общественную инициативу, а сопутствующая раздача социальных привилегий под флагом «наиболее полного удовлетворения материальных потребностей народа» распространяла иждивенческое отношение граждан к власти. Ценность справедливости деградировала до отношений распределения, поощряя импульсы социальной зависти, в том числе в умах республиканских и региональных властей, где прорастали индивидуалистические и местнические соблазны самодостаточности в противовес общегосударственным императивам.

        Мысль творческой интеллигенции на новом витке спирали истории вверглась в старую ловушку декаданса: не случайно «серебряный век» стал навязчивым предметом интереса и эстетического притяжения для элитариев-«шестидесятников». Из-под идеологических глыб были освобождены как незаслуженно замолчанные таланты, так и злые гении мистиков-разрушителей — по аналогии с Февральской революцией 1917 года, когда вместе с бунтовщиками-рабочими из тюрем были отпущены уголовные элементы. Криминальное перераспределение собственности в конце 1980-х годов, воодушевленное смягчением уголовного права, совпало с созданием позитивного пропагандистского образа Февральской революции — образа свободы без ответственности, эмансипации гражданина от государства и общего дела.

        Константин Черемных

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"