В сохранении устойчивости цивилизации ключевую роль играют традиционные духовно-нравственные ценности. Каким образом представить их в таком важнейшем институте социализации детей и молодежи как школа? Как сделать это доступно и увлекательно? Могут ли традиционные ценности стать жизненным ориентиром для современного подростка? Попытка решения этих сложнейших вопросов предпринимается с конца 90-х годов (сначала в Вологодской области, а затем и в других регионах России — их ныне более сорока) в рамках образовательной программы «Истоки».
«Истоки» является действующей образовательной российской программой, цель которой заключается в том, чтобы в современном школьном образовании открыть неиспользованные ресурсы во имя сохранения культурного и духовного наследия Отечества, для укрепления культурной преемственности поколений. Автор учебников относится к той части педагогического сообщества, которая хотела бы видеть духовно-нравственное направление в качестве приоритетного в российском школьном образовании.
«Истоки» стали не просто школьным предметом — они имеют положительный многолетний опыт объединения вокруг школы различных общественных и государственных структур: учреждений дополнительного образования, творческих союзов, муниципальных органов власти и управления, молодежных, ветеранских и религиозных организаций. Важно и то, что в ходе освоения курса духовно-нравственные ценности развиваются не только у учащихся, но и у преподавателей, а также родителей, которые находятся в совместном процессе духовного созидания, поскольку «Истоки» предлагают системный вариант жизненно-ценностного развития не только детей, но и взрослых участников образовательного процесса.
Создан учебно-методический комплекс «Истоки», включающий в себя концепцию, программное обеспечение, а главное — учебные пособия со второго по девятый класс, которые сопровождаются методическими разработками и педагогическими технологиями. Можно утверждать, что на примере «Истоков» в российском образовании имеется опыт создания сквозного учебного курса духовно-нравственного и гражданско-патриотического звучания и в то же время открытого другим культурам, нацеленного на воспитание толерантности и готовности к сотрудничеству в современном полиэтническим и поликультурном социуме. Воспитывать учащихся как достойных носителей своей культуры, знающих и понимающих ее идеалы и ценности, а также уважающих аналогичные идеалы ценности других культур — вот главная идея программы.
Сердцевину содержания «Истоков» составили универсалии культуры, ее вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Особо отметим, что представление универсалий культуры для детей и подростков — чрезвычайно сложная проблема, как с содержательной, так и с методической стороны. Мы ее решаем следующим образом.
Все универсалии условно объединяем в несколько групп. В первую очередь значительную часть курса «Истоки» составляют универсалии духовного мира. Их не так уж и много, этих вечных духовных ценностей, но они крайне важны: Бог, дух, душа, вера, истина, заповеди, святость, грех, любовь и др. Эта группа универсалий призвана убедить растущего человека, что именно эти ценности необходимы для формирования жизненных установок — даже, если сама окружающая культура далека от духовности.
Вторая группа — универсалии нравственности и красоты. Нам важно показать, что есть красота не только внешняя, а еще и красота внутренняя, теплая, к которой и тянется человек. Такая красота кроется в мерности и гармонии, в почитании родителей, в привязанности к родному очагу, в любви к ближнему, в раскаянии и сострадании и др. Размышления об этих ценностях помогут детям принять в свое сердце негромкую красоту нравственности как большую жизненную радость.
Третья группа — универсалии деятельности. Дети размышляют о таких великих человеческих ценностях, как труд, служение, творчество, мастерство, талант, вдохновение, озарение и т. п. Начинают осознавать, что скрытый духовно-нравственный потенциал любой деятельности, в конечном счете, определяется тем, что мы именуем трудом праведным, служением верным, доброй волей и высотой помыслов. Именно эти универсалии культуры, возможно, обогатят мотивацию выбора будущей деятельности нынешних учеников и внесут в нее высокий смысл.
Четвертая группа — это универсалии социума, которые всегда помогали консолидации общества: семья, род, артель, община, праведный суд, праведная власть, отеческая забота и др. Это то, к чему всегда тянулось российское сообщество. Эти универсалии и сейчас весьма важны для строительства мирного гражданского общества.
Мы вводим в «Истоки» и универсалии природно-культурного пространства. Известно, что каждый народ по-своему обживает, обустраивает и одухотворяет окружающее пространство. Мы говорим об эстетических, метафорических, мифологических, священных смыслах реки, леса, тропинки, перекрестка, околицы, улицы, речной излучины, родника, горы и т. д. Окружающий мир перестает быть просто набором живых или мертвых предметов, он становится богаче и интереснее. Ребенок в известном открывает неведомое, учится по новому воспринимать родные просторы, ощущать свою укорененность в родной природе.
Эти универсалии и составляют предметное содержание «Истоков». Универсалии представлены в учебном курсе «Истоки» на различных уровнях. Мы понимаем, что имеем дело с детьми разного возраста и социокультурного опыта. Приведем пример обращения к такой универсалии как «семья», «род». Сначала они представлены на уровне одного человека: что значит для тебя семья, род... Ребенок подрастает, и эти категории рассматриваются на уровне микросоциума: что значит семья для села, для города. Затем выходим к размышлениям о роли семьи и рода для Отечества, для цивилизации. Эти четыре уровня — от индивидуального до цивилизационного — представлены в «Истоках» по мере развития учебного и образовательного материала.
В «Истоках» нет разового, единичного обращения к той или иной категории и ценности. Их нравственная и духовная глубина настолько велика, что уяснить их с ходу в течение одного урока просто невозможно. Вот почему к каждой из них мы обращаемся на протяжении всех лет работы, каждый раз с новой позиции, на основе нового жизненного опыта ребенка, его возросшего кругозора...
Представим кратко наш опыт распределения этих универсальных ценностей по годам обучения. Во втором классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной и духовно-нравственной среды, а также основной деятельности человека: Родной очаг (имя, семья, род, дом, деревня, город), Родные просторы (лес, нива и поле, река, море-океан, путь-дорога), Труд земной (сев и жатва, братья меньшие, ткачихи-рукодельницы, мастера-плотники, кузнецы-умельцы, ярмарка), Труд души (слово, сказка, песня, праздник, книга, икона, храм). В каждой из категорий дети под руководством учителя и с помощью родителей открывают четыре грани: рациональную, нравственную, духовную и практическую.
В третьем классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека: Вера (вера, верность, правда, честь), Надежда (надежда, согласие, терпение, послушание), Любовь (любовь, доброта, милосердие, раскаяние), София (ум и разум, знания и мудрость, премудрость). Эти тонкие и непростые ценности внутреннего мира дети учатся видеть в слове, деле и образе.
В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками отечественных традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей Отечества: Традиции образа (первые образы, священные образы, светлые образы), Традиции слова (священные слова, сердечные слова, честные слова), Традиции дела (труд, служение, творчество, традиции праведного дела), Традиции праздника (праздники народные, семейные, государственные, церковные).
В пятом классе дети подводятся к пониманию важнейших идеалов отечественной духовности и культуры. Каждый идеал представлен посредством знакомства, «прочтения» и осмысления выдающегося памятника или явления: Соха и Топор (идеал артельного, общинного труда), Крестьянские хоромы (идеал лада, согласного жизненного уклада), Соловки (идеал духовного преображения), Покрова на Нерли (идеал меры и гармонии), «Троица» Андрея Рублева (идеал единения на основе любви и согласия), Московский Кремль (идеал державности, соборности, государственности), Летописи (идеал исторической мудрости, уважения к опыту предков).
В шестом классе в центре внимания находятся просторы Малой Родины и всего Отечества, а также ритмы времени, в котором протекает повседневность российской цивилизации. В теме «Слово и Образ отечества» подростки учатся раскрывать глубинные смыслы таких понятий как Отечество, столица, края и земли Отечества, его рубежи и пределы. В теме «Слово и Образ малой родины» представлена организация и «коды» пространства города и деревни, памятных и приметных мест. В разделе «Слово и Образ времени» осмысляется понятие век и год, жизненный и годичный круги в жизни человека, седьмица и день, час и миг.
В учебном курсе седьмого класса речь идет о высоком назначении ведущих и традиционных видов человеческой деятельности: Труд (земледелие, ремесло, торговля и предпринимательство), Служение (воинское, духовное, просветительское, государственное) и Творчество (научное, художественное, техническое и др.). Семиклассники подводятся к пониманию того, что в каждом из видов полезной деятельности есть высокий смысл и высокая миссия, открывающая в человека дар Со-творчества в становлении человеческой цивилизации.
В учебном курсе для восьмого класса речь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие темы как Дух и Формы творчества (дух творчества, его языки, мотивы), Истоки образного (образы мира божественного, природного и человеческого), Истоки творчества разума (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просветителя).
В основу курса для девятого класса (В поисках истины) положены фундаментальные нравственные ценности российской культуры и образа жизни. Они органично связаны с евангельскими истинами, прежде всего с нравственными ориентирами Нагорной проповеди Христа, ставшими интегрирующим базисным контекстом мирового христианства, неотъемлемой частью которого является и русская культура.
Предусматривается актуализация (а не архаизация!) устойчивых духовно-нравственных категорий. Дети чувствуют и осознают, что категории и идеалы, о которых они размышляют, не остались в прошлом, а продолжают жить в каждом из них. Из года в год предусмотрено расширение смыслов «текста» родной культуры. Важно отметить, что в основу учебного текста заложен диалогический характер, призванный включить в диалог ученика, учителя, родителей. Учебная деятельность нацелена на то, чтобы присущая современному ребенку «Я-ориентация» постепенно сменялась «Мы-ориентацией».
Практика преподавания курса «Истоки» показала, что учебные тексты историко-культурного, гражданского, духовно-нравственного характера, предложенные для освоения, не должны носить жесткого нормативного характера. Они, естественно, не должны заучиваться. Они даны для размышления и указывают таковому лишь вектор. Очень много в таком случае зависит от учителя, его кругозора, душевной чуткости и духовной зрелости.
Важно обратить внимание на особую значимость межпредметных связей, которыми неизбежно «обрастает» курс «Истоки». Категории и ценности, предложенные для осмысления и присоединения в учебном курсе «Истоки», волей-неволей становятся востребованными и в других учебных дисциплинах. Преподаватели языков, литературы, истории, естественных наук, математики, технологий, искусства и т. д. выходят на общий с «Истоками» духовно-нравственный контекст. Все это придает всему учебно-воспитательному процессу должную целостность.
Категории и ценности российского образа жизни активно переносятся и в воспитательную, внеклассную и внешкольную работу. К учебникам гражданско-патриотического звучания, да еще и обращенных к ценностям, выношенным в лоне традиционной религии, у современного общества всегда много претензий: от обвинения в национализме и клерикализме до обвинения в формировании психологии закрытого общества.
Мы по этим дискуссионным вопросам пытаемся выдержать следующую позицию. В наших учебниках есть постоянное обращение к духовному и нравственному опыту православия — традиционной религии России. Традиционная религия — это не только догматы и каноны Веры, не только богослужебные правила и обряды. Для общества чрезвычайно важно другое: традиционная религия последовательно проповедует фундаментальные моральные и нравственные ценности, многовековые нормы семейных отношений, патриотические позиции, здоровые эстетические вкусы и т. п. Вокруг традиционной религии наращивался бесценный слой национальной культуры — литература, народное творчество, зодчество, живопись, трудовые, боевые и праздничные традиции и др.
В новых поколениях возникает культурная и нравственная глухота. Современная массовая культура, к сожалению, в большинстве своем коммерциализована и направлена на развитие индустрии удовольствий. Она разрушает диалог поколений. Высокие идеалы и ценности национальной культуры все больше отодвигаются на второй (или десятый) план, уступая место идеалам гедонизма, эгоизма и стяжательства. Последовательное и эффективное противодействие этому в современном обществе могут оказать только три силы — национально-ориентированная государственная культурная политика, школа и Церковь. Сотрудничество этих трех сил не представляет собой какую-либо клерикализацию общественной жизни и образования. Оно основано на единстве понимания и единстве действий в сфере духовно-нравственного и патриотического просвещения и воспитания.
Общечеловеческие ценности и права человека, о которых так много говорят различного рода правозащитные организации, безусловно, важны. Но представленные абстрактно, они мало кого могут вдохновить, достучаться до души и сердца. Национальная же культура трансформирует их в понятные образы, действия, традиции. Так, например, любить детей принято во всех культурах, но в каждой делается это по своему: по-своему пеленают малыша, по-своему поют колыбельные, по-своему поощряют и наказывают, воспитывают мальчика и девочку. В каждой культуре есть институт брака и семьи, но везде по-своему сватаются и женятся, по-своему создают мир семьи. По-своему дерутся мальчишки, по-своему ссорятся и дружат, по-своему хоронят и поминают... Иными словами, каждый народ создает свою интерпретацию общекультурных ценностей. И активнейшее участие в этом принимает традиционная религия, которая придает абстрактным ценностям теплоту и сердечность, высокий духовный смысл, который понятен всем и всех объединяет. Церковь вместе с народом создала единую культуру повседневности, окрашенную солидарным духовно-нравственным контекстом.
Перед государством, школой и церковью есть еще одна общая задача — обеспечить религиозную образованность новых поколений. Речь идет именно об образованности, а не о принудительном воцерковлении. Новые поколения имеют право представлять основные положения веры своих предков. И это право мы должны обеспечить. Религиозная образованность открывает путь к познанию национальной культуры. Она помогает человеку осознать себя ее носителем и творцом, надежно формирует национальную и культурную идентичность. Зная свои религиозно-культурные истоки, мы входим в мировую культуру равноправными участниками, хорошо представляя, кто мы, чем мы интересны и полезны для других.
Отсутствие религиозной образованности делает новые поколения беззащитными перед религиозной агрессией, в том числе и со стороны деструктивных и тоталитарных религиозных организаций. Религиозная образованность в вопросах традиционной религии становится одним из механизмов религиозной безопасности страны. По итогам пятнадцати лет работы можно сказать о том, что система истоковедения эффективно действует, соединяя усилия педагогов более чем пятидесяти регионов России. «Истоки» способствуют воссозданию ценностной основы межрегионального взаимодействия и развитию единого духовного и социокультурного пространства России.
А. В. Камкин, доктор исторических наук, профессор, автор учебников «Истоки»
Программа «Истоки» — как диалог традиций и современности
Программа «Истоки» — как диалог традиций и современности