С директором учебного центра «Истоки» города Вологды Еленой Ярославовной Смирновой о сути и значении для воспитания детей и взрослых программы «Истоки» беседует доктор филологических наук, арткритик, зам. главного редактора журнала Никиты Михалкова «Свой» Капитолина Кокшенева.
— Елена Ярославовна, программа «Социокультурные Истоки» сегодня работает в 59 регионах России. Вологодские учителя, профессура были среди тех, кто 19 лет назад осознал необходимость воспитания детей и школьников с опорой на огромный ценностный социокультурный опыт, накопленный русской школой, семьей, Церковью. Почему программа возникла в те самые трудные годы, когда в обществе произошло реальное разрушение иерархии как таковой, когда исчез опыт советского представления о мире и о человеке, но при этом стала преобладать некая свободная анархия: каждый вырабатывал «свою нравственность» или вообще руководствовался мифами абсолютной свободы?!
— Времена действительно были трудные, жизнь проверяла каждого человека. Но во все времена находятся люди понимающие, что устоять можно только сообща, всем миром и только выстраивая свою жизнь на вечных ценностях — это Вера, Надежда, Любовь, семья, род, Отечество. Эти ценности объединяют, помогают созидать. Тогда объединились единомышленники — и это были учителя, руководители образования, врачи, военные, бизнесмены. Для них было важно, что мы оставим нашим детям, в какой стране потом будем жить.
— Когда-то русский исторический опыт вылился в знаменитую триаду графа Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность». Эта триада отразила новый опыт исторической жизни России. Если Московская Русь вполне исчерпывалась идеей «православного царства», то послепетровский опыт требовал иного. Его замечательно отразил русский философ Н. Н. Страхов, говоря о времени Екатерины Великой: «Время Екатерины было временем удивительного примирения двух противоположных начал, под действием которых развивалась Россия, — наплыва европейского просвещения и ревнивого охранения своей самобытности, своей государственной силы, своих народных интересов. Космополитизм в принципах и народность в практике — уживались и не мешали друг другу почти непонятным образом».
Сочетание русского и европейского (я опираюсь тут на работу Н. П. Ильина о Н. Г. Дебольском) в послепетровский период давало удивительные результаты в таких фигурах как Ломоносов, Державин, Карамзин, и было оно возможно на почве народности — живой, плодотворной новой силы. Современное состоянии наше таково, что умению «жить по — своему» приходится учиться. Прежние наши высоты в освоении и переживании европейского как своего мы вытеснили «европейничаньем» (это точное определение принадлежит Н. Я. Данилевскому). Не это ли формальное европейничанье (в том числе и в образовании) и подтолкнуло москвича, профессора РАЕН И. А. Кузьмина и вологодского профессора-педагога А. М. Камкина к созданию программы «Истоки»?
— Несколько лет назад на одно из крупных российских предприятий был приглашен автор наших учебников А. В. Камкин. Его попросили прочитать лекцию о менталитете русского человека. Это было вызвано непониманием, почему руководители предприятия, которые успешно обучались менеджменту в Европе, не имеют успехов в управлении? Чужой опыт, он и есть чужой опыт. Экологичность программы «Истоки» в том, что она, не отвергая никакого положительного опыта, привносит систему ценностей, которые всегда были присущи российской цивилизации. Учебник для 10 класса называется «Истоки управления». Учащимся интересно поразмышлять над развитием управленческой мысли в России. Уникальность программы в том, что этот материал может быть использован для обучения и взрослых. Взрослые тоже нуждаются в идеалах, а не только в сугубом практицизме.
— Мне представляется очень важной проблема идеала. Наша идеальная норма — это Святая Русь. Сегодня в культуре, которая все в большей степени становится местом опасности, просто даже и неприлично говорить об идеале в какой бы то ни было области. А уж идеал Святой Руси представляется как нечто архаическое, ненужное, вопиюще не совпадающее с современным человеком. Как Вы и ваши коллеги в своей практике обучения «Истокам» решаете эту проблему?
— Я работаю много лет в программе «Истоки» и мне кажутся странными эти слова. Может быть потому, что рядом работают люди, для которых Святая Русь — идеал. Здесь велика роль учителя, который не просто знает об идеалах, а является их носителем, который ведет разговор о ценностях, основываясь на своем опыте. Тогда дети и их родители откликаются на этот разговор. «Истоки» — это еще и урок жизни. Так его называют дети. «Истоки» — программа стратегическая. Одна из главных ее стратегий — стратегия обучения и воспитания на социокультурном опыте. Важно не просто знать, а жить так, как я теперь знаю. В «Истоках» такая формула: если я говорю о ценностях, но делаю по-другому, значит, я не знаю, о чем я говорю. Между словом и делом стоит знак равенства. Приведу лишь один пример.
В Вологодской области есть село Новленское. Расположено оно на середине пути от Вологды до Кирилло-Белозерского монастыря. Царский путь на богомолье. В селе есть школа, которая одна из первых в России начала работать по «Истокам». Школа в этой работе объединилась с колхозом. Занятия проводили не только с детьми, но и с колхозниками. Начались первые поездки по святым местам, школа и колхоз стали возрождать традиции крестьян (например, праздник первой борозды, который начинается с молебна). Можно говорить об опыте школы много, но главными итогами этого учебного года стали два события: в селе поднимаются стены нового храма Архангела Михаила ( уже выстроен первый этаж), а выпускники школы после последнего школьного звонка вместе с учителями и родителями ездили в Кирилло -Белозерский монастырь на молебен, на поклон к преподобному Кириллу. А в Сургуте дети приходят в храм перед началом учебного года и по его окончании. Вот только маленькие примеры результатов работы.
— Отечестволюбие сегодня тоже не в чести. Я вижу тут проблему: некоторые дети приучены родителями с детства к уверенности в том, что отдыхать и учиться, а возможно и жить, лучше за границей. Их меньшинство, но это своего рода «законодатели» потребительских жизненных стандартов. Другие дети (по причине бедности и отсутствия финансовых возможностей у родителей) никогда не выезжали ни в Москву, ни в Петербург, ни то, что за границу. Мне кажется уязвимой и та, и другая позиции: ребенок воспитывается так, что не умеет ценить и понимать свою родину (один от излишней бедности, другой — от излишнего богатства). В одних детях оценка родного искажена — и оно уже не родное. А в других самооценка занижена — они не знают, как ценить «свое», не умеют выстроить из «своего» такого мира, который бы считался самими же ими полноценным. Как ваша программа решает эти задачи — особенно в подростковом возрасте, когда развивается критицизм по отношению к ближним?
— Вы затронули очень серьезный вопрос. И проблема здесь не только и не столько у детей, сколько у нас — взрослых. Важно определить из каких приоритетов будет исходить человек, выстраивая свою жизнь. Я уже говорила, что программа «Истоки» — программа стратегическая. Она дает возможность усвоить духовно-нравственные ценности, начиная с трехлетнего возраста (программа включает и дошкольное образование). Если посмотреть на «Истоки» с точки зрения методики (а она особенная, «истоковская»), то мы учим детей и учимся сами, вместе с нами учатся родители учащихся. В «Истоках» нет объекта обучения, мы все субъекты. И опыт показывает, что размышляя над ценностями и категориями истоков вместе с детьми, мы учимся сами отвечать за свою собственную жизнь, в своей деятельности не просто говорить о важном, но уметь получать результат, относится к любому человеку как к Образу Божиему.
«Истоковская» методика учит эффективно общаться (уметь высказывать свое мнение и принять мнение другого, уметь быть терпимым, уметь поддержать ближнего, проявляя доброту, милосердие, взаимное доверие, способность к сочувствию, способность к сотрудничеству и т. д.), уметь управлять своими собственными ресурсами (принимать ответственность за свои решения и поступки, уметь выстраивать жизненное пространство вокруг себя, управлять своим временем, уметь делать выбор, исходя из духовно-нравственных ценностей и т. д.). «Истоки» не случайно называют программой социальной адаптации.
О подростках. В подростковом возрасте дети уже не подражают взрослым, а считают себя таковыми. Им важно, чтобы с ними считались, их слышали, уважали, важны реальные результаты их деятельности. «Истоки» позволяют реализовать это. На уроке идет доверительный разговор о самом важном для подростка. Вот высказывания ребят: на «Истоках» я могу высказать свое мнение, мне нравится, что меня слушают, мне нравится, что мы обсуждаем вопросы вместе и т. д. Идет обмен жизненным опытом и то, что недавно подростку казалось катастрофой, вдруг оказывается обычным делом, как у всех. Значит, с этим можно справиться. Конечно, важна позиция учителя, который готов поддержать и с любовью направить ребенка в нужное русло.
— И все же самое главное — это воспитание личности. Воспитание такое, чтобы истоки своего, родного, влились бы и прижились в душе человека с детства. Стали потребностью, вошли в дух его. «Безразличие к отчизне есть монета без образа и начертания, о которой нельзя сказать: чья она»; человек, безразличный к своему земному Отечеству, есть «бесхарактерное, бескачественное существо», — писал протоиерей Г. С. Дебольский (1808-1872) , настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге. И продолжал: «Любовь наша должна быть обращена к Отечеству земному, видимому и временному; и — к Отечеству небесному, невидимому и вечному. Из этой любви к двоякому Отечеству слагается истинный дух нашей жизни — христианско — отечественный... Этот дух должен быть главным основанием, коренным началом нашей жизни, деяний и нравственности. Этот дух должен быть отличительным свойством нашим; в этом духе должна выражаться наша личность, наш характер или нрав».
Удается ли вашим педагогам воспитать человека в этом двояко-необходимом христианско-отечественном духе? Ведь временами кажется, что это двуединство невозможно — бескачественное существо выгоднее современной цивилизации и ее принципу: «Человек есть то, что он ест». А тут нужно выработать такой нравственный характер, чтобы человек во взрослом возрасте уже сознательно был готов сделать иной выбор — в сторону сложной личности, для которой любить Родину и Бога — внутренняя необходимая потребность.
— Если посмотреть на логику построения курса, то мы увидим, что есть три главные категории: Слово. Образ. Книга. В зависимости от возраста ребенка они наполняются все более глубоким содержанием. До четвертого класса на этих категориях формируется мировосприятие, 5-7 классы — формирование миропонимания, 8-11 классы — формирование мировоззрения, а главная тема — служение Отечеству. Осмыслить значение служения Отечеству в многовековой истории России и определить свое видение служения Отечеству. Особенность нашего времени в том, что ценности далеко не всегда приходят к ребенку в семье. Мы наблюдаем, как знания, полученные на «Истоках» дети несут домой и от детей идет духовно-нравственное образование взрослых.
Далеко не всегда на духовные темы готов разговаривать учитель. Программа «Истоки» создавалась как программа светская, что позволило ей быть в нашей школе уже в 90-е годы. Нужно отметить, что одним из результатов работы стало воцерковление учителей. Многие, понимая, что не хватает знаний, закончили духовные училища. Программа получила благословение Святейшего Патриарха Алексия и во многих регионах учителя работают при поддержке епархий. Конечно, у таких педагогов более глубокое понимание «Истоков» и они выводят на понимание служения, как служение Отечеству небесному. В «Истоках» это заложено. «Истоковский» учитель понимает, что ОБРАЗовывать — значит помочь человеку восстановить в себе ОБРАЗ Божий.
Программа «Истоки» — это вечные ценности и уроки жизни
Программа «Истоки» — это вечные ценности и уроки жизни