Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Москва
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Форумы
  • Первый Сибирский форум ВРНС
  • VIII Ставропольский форум ВРНС
  • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Москва
    • Мурманская область
    • Ненецкий автономный округ
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Форумы
    • Первый Сибирский форум ВРНС
    • VIII Ставропольский форум ВРНС
    • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Москва
      • Мурманская область
      • Ненецкий автономный округ
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тверская область
      • Тульская область
      • Тюменская область
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Форумы
      • Первый Сибирский форум ВРНС
      • VIII Ставропольский форум ВРНС
      • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Москва
          • Мурманская область
          • Ненецкий автономный округ
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тверская область
          • Тульская область
          • Тюменская область
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Форумы
          • Назад
          • Форумы
          • Первый Сибирский форум ВРНС
          • VIII Ставропольский форум ВРНС
          • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Программа «Истоки» — это вечные ценности и уроки жизни

        Программа «Истоки» — это вечные ценности и уроки жизни

        Программа «Истоки» — это вечные ценности и уроки жизни

        С директором учебного центра «Истоки» города Вологды Еленой Ярославовной Смирновой о сути и значении для воспитания детей и взрослых программы «Истоки» беседует доктор филологических наук, арткритик, зам. главного редактора журнала Никиты Михалкова «Свой» Капитолина Кокшенева.

        — Елена Ярославовна, программа «Социокультурные Истоки» сегодня работает в 59 регионах России. Вологодские учителя, профессура были среди тех, кто 19 лет назад осознал необходимость воспитания детей и школьников с опорой на огромный ценностный социокультурный опыт, накопленный русской школой, семьей, Церковью. Почему программа возникла в те самые трудные годы, когда в обществе произошло реальное разрушение иерархии как таковой, когда исчез опыт советского представления о мире и о человеке, но при этом стала преобладать некая свободная анархия: каждый вырабатывал «свою нравственность» или вообще руководствовался мифами абсолютной свободы?!

        — Времена действительно были трудные, жизнь проверяла каждого человека. Но во все времена находятся люди понимающие, что устоять можно только сообща, всем миром и только выстраивая свою жизнь на вечных ценностях — это Вера, Надежда, Любовь, семья, род, Отечество. Эти ценности объединяют, помогают созидать. Тогда объединились единомышленники — и это были учителя, руководители образования, врачи, военные, бизнесмены. Для них было важно, что мы оставим нашим детям, в какой стране потом будем жить.

        — Когда-то русский исторический опыт вылился в знаменитую триаду графа Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность». Эта триада отразила новый опыт исторической жизни России. Если Московская Русь вполне исчерпывалась идеей «православного царства», то послепетровский опыт требовал иного. Его замечательно отразил русский философ Н. Н. Страхов, говоря о времени Екатерины Великой: «Время Екатерины было временем удивительного примирения двух противоположных начал, под действием которых развивалась Россия, — наплыва европейского просвещения и ревнивого охранения своей самобытности, своей государственной силы, своих народных интересов. Космополитизм в принципах и народность в практике — уживались и не мешали друг другу почти непонятным образом».

        Сочетание русского и европейского (я опираюсь тут на работу Н. П. Ильина о Н. Г. Дебольском) в послепетровский период давало удивительные результаты в таких фигурах как Ломоносов, Державин, Карамзин, и было оно возможно на почве народности — живой, плодотворной новой силы. Современное состоянии наше таково, что умению «жить по — своему» приходится учиться. Прежние наши высоты в освоении и переживании европейского как своего мы вытеснили «европейничаньем» (это точное определение принадлежит Н. Я. Данилевскому). Не это ли формальное европейничанье (в том числе и в образовании) и подтолкнуло москвича, профессора РАЕН И. А. Кузьмина и вологодского профессора-педагога А. М. Камкина к созданию программы «Истоки»?


        — Несколько лет назад на одно из крупных российских предприятий был приглашен автор наших учебников А. В. Камкин. Его попросили прочитать лекцию о менталитете русского человека. Это было вызвано непониманием, почему руководители предприятия, которые успешно обучались менеджменту в Европе, не имеют успехов в управлении? Чужой опыт, он и есть чужой опыт. Экологичность программы «Истоки» в том, что она, не отвергая никакого положительного опыта, привносит систему ценностей, которые всегда были присущи российской цивилизации. Учебник для 10 класса называется «Истоки управления». Учащимся интересно поразмышлять над развитием управленческой мысли в России. Уникальность программы в том, что этот материал может быть использован для обучения и взрослых. Взрослые тоже нуждаются в идеалах, а не только в сугубом практицизме.

        — Мне представляется очень важной проблема идеала. Наша идеальная норма — это Святая Русь. Сегодня в культуре, которая все в большей степени становится местом опасности, просто даже и неприлично говорить об идеале в какой бы то ни было области. А уж идеал Святой Руси представляется как нечто архаическое, ненужное, вопиюще не совпадающее с современным человеком. Как Вы и ваши коллеги в своей практике обучения «Истокам» решаете эту проблему?

        — Я работаю много лет в программе «Истоки» и мне кажутся странными эти слова. Может быть потому, что рядом работают люди, для которых Святая Русь — идеал. Здесь велика роль учителя, который не просто знает об идеалах, а является их носителем, который ведет разговор о ценностях, основываясь на своем опыте. Тогда дети и их родители откликаются на этот разговор. «Истоки» — это еще и урок жизни. Так его называют дети. «Истоки» — программа стратегическая. Одна из главных ее стратегий — стратегия обучения и воспитания на социокультурном опыте. Важно не просто знать, а жить так, как я теперь знаю. В «Истоках» такая формула: если я говорю о ценностях, но делаю по-другому, значит, я не знаю, о чем я говорю. Между словом и делом стоит знак равенства. Приведу лишь один пример.

        В Вологодской области есть село Новленское. Расположено оно на середине пути от Вологды до Кирилло-Белозерского монастыря. Царский путь на богомолье. В селе есть школа, которая одна из первых в России начала работать по «Истокам». Школа в этой работе объединилась с колхозом. Занятия проводили не только с детьми, но и с колхозниками. Начались первые поездки по святым местам, школа и колхоз стали возрождать традиции крестьян (например, праздник первой борозды, который начинается с молебна). Можно говорить об опыте школы много, но главными итогами этого учебного года стали два события: в селе поднимаются стены нового храма Архангела Михаила ( уже выстроен первый этаж), а выпускники школы после последнего школьного звонка вместе с учителями и родителями ездили в Кирилло -Белозерский монастырь на молебен, на поклон к преподобному Кириллу. А в Сургуте дети приходят в храм перед началом учебного года и по его окончании. Вот только маленькие примеры результатов работы.

        — Отечестволюбие сегодня тоже не в чести. Я вижу тут проблему: некоторые дети приучены родителями с детства к уверенности в том, что отдыхать и учиться, а возможно и жить, лучше за границей. Их меньшинство, но это своего рода «законодатели» потребительских жизненных стандартов. Другие дети (по причине бедности и отсутствия финансовых возможностей у родителей) никогда не выезжали ни в Москву, ни в Петербург, ни то, что за границу. Мне кажется уязвимой и та, и другая позиции: ребенок воспитывается так, что не умеет ценить и понимать свою родину (один от излишней бедности, другой — от излишнего богатства). В одних детях оценка родного искажена — и оно уже не родное. А в других самооценка занижена — они не знают, как ценить «свое», не умеют выстроить из «своего» такого мира, который бы считался самими же ими полноценным. Как ваша программа решает эти задачи — особенно в подростковом возрасте, когда развивается критицизм по отношению к ближним?

        — Вы затронули очень серьезный вопрос. И проблема здесь не только и не столько у детей, сколько у нас — взрослых. Важно определить из каких приоритетов будет исходить человек, выстраивая свою жизнь. Я уже говорила, что программа «Истоки» — программа стратегическая. Она дает возможность усвоить духовно-нравственные ценности, начиная с трехлетнего возраста (программа включает и дошкольное образование). Если посмотреть на «Истоки» с точки зрения методики (а она особенная, «истоковская»), то мы учим детей и учимся сами, вместе с нами учатся родители учащихся. В «Истоках» нет объекта обучения, мы все субъекты. И опыт показывает, что размышляя над ценностями и категориями истоков вместе с детьми, мы учимся сами отвечать за свою собственную жизнь, в своей деятельности не просто говорить о важном, но уметь получать результат, относится к любому человеку как к Образу Божиему.

        «Истоковская» методика учит эффективно общаться (уметь высказывать свое мнение и принять мнение другого, уметь быть терпимым, уметь поддержать ближнего, проявляя доброту, милосердие, взаимное доверие, способность к сочувствию, способность к сотрудничеству и т. д.), уметь управлять своими собственными ресурсами (принимать ответственность за свои решения и поступки, уметь выстраивать жизненное пространство вокруг себя, управлять своим временем, уметь делать выбор, исходя из духовно-нравственных ценностей и т. д.). «Истоки» не случайно называют программой социальной адаптации.

        О подростках. В подростковом возрасте дети уже не подражают взрослым, а считают себя таковыми. Им важно, чтобы с ними считались, их слышали, уважали, важны реальные результаты их деятельности. «Истоки» позволяют реализовать это. На уроке идет доверительный разговор о самом важном для подростка. Вот высказывания ребят: на «Истоках» я могу высказать свое мнение, мне нравится, что меня слушают, мне нравится, что мы обсуждаем вопросы вместе и т. д. Идет обмен жизненным опытом и то, что недавно подростку казалось катастрофой, вдруг оказывается обычным делом, как у всех. Значит, с этим можно справиться. Конечно, важна позиция учителя, который готов поддержать и с любовью направить ребенка в нужное русло.

        — И все же самое главное — это воспитание личности. Воспитание такое, чтобы истоки своего, родного, влились бы и прижились в душе человека с детства. Стали потребностью, вошли в дух его. «Безразличие к отчизне есть монета без образа и начертания, о которой нельзя сказать: чья она»; человек, безразличный к своему земному Отечеству, есть «бесхарактерное, бескачественное существо», — писал протоиерей Г. С. Дебольский (1808-1872) , настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге. И продолжал: «Любовь наша должна быть обращена к Отечеству земному, видимому и временному; и — к Отечеству небесному, невидимому и вечному. Из этой любви к двоякому Отечеству слагается истинный дух нашей жизни — христианско — отечественный... Этот дух должен быть главным основанием, коренным началом нашей жизни, деяний и нравственности. Этот дух должен быть отличительным свойством нашим; в этом духе должна выражаться наша личность, наш характер или нрав».

        Удается ли вашим педагогам воспитать человека в этом двояко-необходимом христианско-отечественном духе? Ведь временами кажется, что это двуединство невозможно — бескачественное существо выгоднее современной цивилизации и ее принципу: «Человек есть то, что он ест». А тут нужно выработать такой нравственный характер, чтобы человек во взрослом возрасте уже сознательно был готов сделать иной выбор — в сторону сложной личности, для которой любить Родину и Бога — внутренняя необходимая потребность.


        — Если посмотреть на логику построения курса, то мы увидим, что есть три главные категории: Слово. Образ. Книга. В зависимости от возраста ребенка они наполняются все более глубоким содержанием. До четвертого класса на этих категориях формируется мировосприятие, 5-7 классы — формирование миропонимания, 8-11 классы — формирование мировоззрения, а главная тема — служение Отечеству. Осмыслить значение служения Отечеству в многовековой истории России и определить свое видение служения Отечеству. Особенность нашего времени в том, что ценности далеко не всегда приходят к ребенку в семье. Мы наблюдаем, как знания, полученные на «Истоках» дети несут домой и от детей идет духовно-нравственное образование взрослых.

        Далеко не всегда на духовные темы готов разговаривать учитель. Программа «Истоки» создавалась как программа светская, что позволило ей быть в нашей школе уже в 90-е годы. Нужно отметить, что одним из результатов работы стало воцерковление учителей. Многие, понимая, что не хватает знаний, закончили духовные училища. Программа получила благословение Святейшего Патриарха Алексия и во многих регионах учителя работают при поддержке епархий. Конечно, у таких педагогов более глубокое понимание «Истоков» и они выводят на понимание служения, как служение Отечеству небесному. В «Истоках» это заложено. «Истоковский» учитель понимает, что ОБРАЗовывать — значит помочь человеку восстановить в себе ОБРАЗ Божий.

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"