С принятием и пониманием христианства у русского народа родилось новое отношение к миру, человеку, истории. Так, с принятием православия, у русских возникло понимание единства с другими христианскими народами, ведь принятие православия позволило включить само понятие бытия русской земли во всемирно-историческую традицию, отмечает Сергей Перевезенцев.
А осмысление нового места Руси во всемирно-историческом процессе представлено уже в «Повести временных лет». Неизвестный нам летописец, с одной стороны, пытается нам прояснить проблему происхождения Руси, а с другой стороны, впитывает ее возникновение в уже существующую библейскую историю, считая, что земли иудеев и славян находятся в пределах, доставшихся Иофету — сыну Ноя.
Таким образом, Русь оказывалась, как и все христианские народы, под Божьим покровительством.
Профессор отмечает, что в XI-XII веках древнерусские книжники видели в православии силу, способную объединить разные народы, живущие на территории русской земли в единый новый христианский народ, поэтому в их рассуждениях постоянно проходит идея новых людей, каковыми начинают называть славян, русов и представителей иных племён и народов, принявших христианство.
Перевезенцев цитирует молитву князя Владимира, вознесенную после Крещения киевлян, она приведена в «Повести временных лет», а также восторженные слова Иакова Мниха, приветствующего принятие Киевом Христа.
Далее Сергей Вячеславович рассказывает о первом митрополите Илларионе, который первым ощутил обоснование нового смысла на русской земле, а значит того смысла, которое вкладывает в Русь сам Господь, по промыслу Его.
Обретя истинную веру, русские стали новым народом, единым новым христианским народом, утверждает Перевезенцев. Это единение происходило из разных племён и языков не одномоментно. Оно было протяженным и во времени, и в пространстве, но именно православная вера сыграла самую значительную роль в том, что наши уже очень далёкие предки стали ощущать себя едиными целыми русинами, русскими людьми, единым русским христианским народом.
Именно в XI веке стали происходить те шаги, которые приведут к тому, что впоследствии зазвучит в памятниках русской литературы, — к Святой Руси. То есть уже тогда Русь мыслили как особое сосредоточение христианской святости, и это неслучайно, ведь в идее святости и концентрировались все основные смысловые и целевые установки земного бытия русского народа.
С самого начала признаваемые на Руси святые становились символами не только политической, но и духовной самостоятельности. Причём в традиции принятия святости князей появилось новое, отличное от понимания от самой идеи святости — святость теснейшим образом начинает связываться с идеалом именно национальной жизни. И недаром тема святости позднее станет одной из главных во всей системе русского духовно-политического сознания.
Однако нельзя сказать, что вся дилемма — национальная и вселенская — может быть решена в XI-XII веках. Нет, она была лишь поставлена. Были предложены пути ее решения. Сама же дилемма будет сопровождать русскую мысль и русскую жизнь на протяжении всего времени исторического существования. Вечно?», — заключает Сергей Перевезенцев.
Посмотреть выпуск программы «Позиция» можно ВКонтакте: https://vk.com/wall-55490878_332825 и в Яндексе: https://yandex.ru/video/touch/preview/16517958041102281200