Дорогие организаторы и участники Третьих педагогических чтений,
посвященных памяти профессора Александра Васильевича Камкина!
Сердечно благодарю за это приглашение и возможность поделиться своими мыслями на форуме единомышленников, непрестанно трудящихся на ниве реализации программы «Социокультурные истоки». К своему сожалению, мне не довелось лично быть знакомым с Александром Васильевичем, однако, благодаря его наследию, которое выражается в этой удивительно-цельной программе, направленной на знакомство подрастающего поколения с традиционными ценностями русской культуры, и, самое главное – благодаря общению с людьми, в сердцах которых профессор Камкин оставил незабываемый след, я чувствую, что знаком с ним духовно, чувствую его любовь к Вологодчине, и ощущаю его доброе воздействие на множество людей. От близких Александру Васильевичу людей я узнал, что день его Ангела приходился на 8 марта. Своим небесным покровителем он почитал преподобного Александра монаха, начальника обители «Неусыпающих», и часто говорил, что ощущает на себе воздействие своего неутомимого в доброделании и молитве святого.
Действительно, можно только поразиться тому огромному материальному и духовному наследию, которое оставил нам профессор Александр Васильевич Камкин. Учитель истории, профессор Университета, декан исторического факультета, создатель и заведующий кафедрой теории, истории культуры и этнологии – он внёс свой значимый вклад в историческую науку, хотя для большинства людей он останется в истории в качестве автора программы «Истоки», над которой стал трудиться ещё в 1995 году.
В работе над этой программой вместе со своими единомышленниками он был также воистину «Неусыпающим», - как в написании учебников для разных возрастных категорий, так и в разработке системы подготовки преподавателей этого необычного для школьного образования и воспитания курса. А итогом такого уникального труда стало то, что по общедоступным данным сети интернет программа «Истоки» развивается теперь от Калининградской области до Камчатского края, и от Тюменской области до Ставропольского края.
В настоящее время подготовлено уже более 15 000 педагогов, а сама программа на региональном, муниципальном уровнях или в отдельных образовательных организациях успешно реализуется на протяжении 25 лет в 65 субъектах Российской Федерации, что является наилучшим показателем её эффективности. Впрочем, вы об этом, дорогие участники чтений, знаете гораздо лучше меня.
Меня же тревожит сейчас ситуация, которая складывается с реализацией этой замечательной программы на родной для неё Вологодчине. К сожалению, существует множество факторов, требующих с нашей стороны буквально «отстаивания в бою» этой прекрасной программы, чтобы увеличить её охват в наших образовательных учреждениях. Ведь, по данным мониторингов, которые проводит ВИРО, сейчас есть стойкая тенденция к уменьшению степени распространённости «Истоков».
Дорогие друзья! Мы все переживаем эту ситуацию вместе, поскольку для Русской Православной Церкви данная программа особенно важна: «Истоки» взращивают воспитание любви к своему Отечеству, его культуре, сформированной в недрах Православия, верности традиционным моральным ценностям — это добродетели, приводящие человека к вопросам о смысле жизни, а в итоге, к вере и жизни вечной. И если о них не говорить в том нежном возрасте, когда у ребёнка формируются основы мировоззрения, то есть большая опасность, что их место займут ложные и пустые «ценности», превозносящие лишь культ потребления, самолюбования и преклонения перед «модной цивилизацией», - всё это легко способно проникнуть в души подрастающего поколения через социальные сети, массовую культуру, интернет и примеры в обществе, которое постоянно окружает нас всех. И если взрослые люди защищены от этих веяний, в силу православной веры и устойчивой, сложившейся психики, то каждый ребёнок сильно уязвим перед этими опасностями. А значит защитить их – наша общая задача.
Сейчас мы ясно видим, что бывает, если один культурный код пытаются заменить другим. Мне думается, что сейчас, как никогда, особенно необходимо принять этот «вызов» и выстроить полноценную систему, в которой «Истокам» принадлежит важнейшее место. Конечно же, здесь речь идёт не о каком-то насильственном принуждении в преподавании программы, а лишь о здравом ключе, в котором я и призываю всех к присоединению к «Истокам», ведь в верности нашим настоящим духовным истокам и есть залог духовного здоровья, единства и силы.
Призываю на всех участников Чтений благословение Божие и пусть сопутствует всем нам неистощимая помощь Творца нашего Небесного!