Русская православная церковь сегодня — главный ньюсмейкер. По-нашему, по-православному выражаясь. Точнее, даже не вся церковь, а ее глава — святейший патриарх Кирилл. По совместительству патриарх еще и глава Всемирного русского собора. И сегодня в своей речи он сделал два важных заявления. Сначала о всемирности, а потом и о русскости.
В первом пункте патриарх пояснил, что цель конфликта между нашей церковью и Вселенским патриархатом по поводу так называемой украинской автокефалии — не признание раскольников на Украине. Цель совсем другая — вбить клин между русским миром и миром греческим.
Вторая тема, собственно, русская и вполне народная. Как сделать так, чтобы нас стало больше? С одной стороны, все вроде понятно: бросить пить, ходить в больницы и поликлиники на обследования, плодиться и размножаться. Вроде бы просто. Но как все это сделать?
В этом зале убеждать в важности семьи никого не надо. «Народосбережение — настоящее и будущее России» — так звучит главная тема собора. Преодоление демографического спада — в последние годы численность населения сокращается — задача комплексная: и экономическая, и социальная, и культурная.
«Неблагополучная демографическая обстановка тормозит экономический рост России, угрожает социальным гарантиям старшего поколения. А в случае дальнейшего ухудшения чревата утратой территорий и распадом государства. И это не страшилка. Это прогноз, который делают люди, способные использовать в том числе и методы научного прогнозирования. Очень хорошо, что остроту проблемы осознают на самом высоком уровне. Послание президента в 2018 году было специально заострено на демографических вопросах. Они заняли, эти вопросы, в послании важное место, как и вопросы обороноспособности страны. Это вполне закономерно, ведь проблема роста или сокращения народонаселения напрямую связывается с национальной безопасностью. Эту тревогу о будущем России разделяют очень многие государственные деятели и ученые мужи. В нашей стране чуть ли не ежегодно принимаются дополнительные меры, вносятся дополнительные законодательные инициативы демографического характера, однако этого внимания, этих мер, судя по всему, недостаточно, ведь с 2017 года в России возобновилась тенденция убыли населения», — отметил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Взгляды у церкви и государства на эту проблему совпадают. А значит, и пути ее решения можно искать вместе.
«Собор в очередной раз выступает ответственным партнером государства в решении самых острых проблем, которые встают перед нашей страной. На рубеже 20 и 21 года мы практически впервые столкнулись со значимой убылью населения. Вы помните, еще в начале 2000-х годов президент предложил целый комплекс мер, направленных на улучшение материального положения и жилищных условий семей, включая материнский капитал, льготы по ипотеке и многое другое», — напомнил первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко.
Не только люди — основа страны, но и вера. Патриарх не мог не затронуть такую актуальную тему, как ситуация вокруг православия на Украине и готовность Греческой православной церкви признать раскольников. Накануне эту проблему обсуждал на экстренном заседании Священный синод РПЦ. Общее мнение — Элладская православная церковь нарушила каноны.
«Поскольку возглавляемая митрополитом Киевским и Всея Украины Онуфрием самоуправляемая украинская православная церковь, объединяющая 95 архиереев, более 12 тысяч приходов, более 250 монастырей и десятки тысяч верующих, пребывает в каноническом единстве с Русской православной церковью и ни к кому не обращалась за автокефалией, очевидно, что речь идет о признании раскольнических сообществ в этой стране», — сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
По поводу такого шага нет единства даже внутри самой Элладской церкви. Но все контраргументы игнорируются. Более того, подобные решения должны быть утверждены голосованием, а его не было. Патриарх Московский и всея Руси считает, что все происходящее — результат целенаправленной атаки.
«Особая ценность России — ее особое призвание. Призвание быть оплотом православного христианства. Хранить православную веру, православную традицию, культуру, христианские нравственные начала в их неповрежденной форме. Может быть, именно поэтому сильные мира сего так ополчились сегодня на Русскую православную церковь, желая оторвать от русской церкви греческий православный мир, желая разрушить единство православной церкви. Мы обладаем определенной достоверной информацией, что все то, что происходит сейчас в мировом православии, это не случайность. Это не просто какая-то прихоть одного или другого религиозного деятеля, который просто, ну так, умом помрачился, можно сказать. Это реализация совершенно конкретного плана, который преследует две цели: во-первых, оторвать Россию от греческого мира, а греческий мир — от России. Потому что в сознании злоумышленников, а иначе я не могу назвать этих стратегов, Русская церковь представляется им некой мягкой силой, посредством которого Россия влияет на окружающий их мир. А возникает вопрос: а почему же Россия не может с другим миром делиться своими духовными дарами? Почему это преступно? Это преступно только в сознании тех, кто стремится к ослаблению, а по возможности, и к уничтожению той роли, которую играет Россия. И то, что сегодня происходит вокруг Русской православной церкви, вокруг всей этой проблемы признания или непризнания украинских раскольников православными церквами, во всей этой истории есть нечто, что не декларируется, но что является главной целью тех закулисных сил, которые развязали эти раскольнические тенденции. В Русской церкви мы это хорошо понимаем, но это сегодня понимают и наши братья в Греции, в других православных церквах. К нам обращаются с просьбой — устоять, не дрогнуть, продолжить эту независимую линию сохранения единства Вселенского православия. А самое главное — сохранение духовной независимости Русской православной церкви от всех этих центров мирового влияния. Поверьте, это непростая задача. У церкви нет ни армии, у церкви даже нет достаточного количества материальных средств, чтобы внешними материальными силами и средствами создавать вот эту духовную оборону. Именно поэтому мы призываем сегодня весь наш народ быть с нашей церковью», — сказал патриарх.
Священный синод РПЦ решил, что Русская церковь прекратит молитвенное и евхаристическое общение с теми греческими архиереями, которые вступили или вступят в общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ. Но об этом сегодня на Всемирном русском народном соборе уже не говорили, сосредоточившись на проблеме народосбережения.
Всемирный русский народный собор разработал стратегию до 2050 года. Она состоит из 114 пунктов. Если ее удастся реализовать, то через 30 лет численность населения страны составит более 160 миллионов человек. Среди предложений, например, льготная ипотека при рождении первого ребенка, которая становится беспроцентной при появлении следующих детей, а после четвертого — полное списание кредита.
«Мы хотели бы предоставить политическому руководству страны наше видение развития страны. И почему это делает Всемирный русский народный собор? Потому что через 30 лет, в 2050 году, мы не знаем, какая будет страна. 30 лет назад она была совершенно иной. Но мы совершенно уверены, что через 30 лет точно сохранится институт русского народа, который называется Русская православная церковь», — сказал заместитель главы Собора Константин Малофеев.
Все конструктивные предложения собора будут учтены при разработке государственной демографической политики. Это в своем приветственном слове пообещал президент.