В знаменитой перестроечной комедии «Курьер» презентация главного героя — веселого и смышленого абитуриента педагогического вуза, начинается с того, как он не может ответить на вопрос приемной комиссии: «В каком году крестилась Киевская Русь?» «Киевская Русь?» — переспрашивал абитуриент, растягивая время, и не мог ответить. И это у зрителя должно было вызвать неизбежную улыбку. «Вот видите, и этого вы не знаете!» — разочарованно констатировал председатель комиссии, из чего сразу становится ясно: парень провалился и в институт не поступит...
Но если для советского школьника начала перестройки ответ на этот вопрос должен был быть общеизвестным, то насколько он известен большинству современных абитуриентов, через двадцать с лишним лет после падения атеистической власти и возрождения Русской Православной Церкви? В реальности ситуация не только неутешительная, а просто катастрофическая — не только школьники, а даже выпускники гуманитарных вузов далеко не всегда знают ответ на этот вопрос, а тем более, какой киевский князь совершил это историческое деяние и были ли у него предшественники на Руси? Ну, а вопросы о том, почему произошло это событие, из какой страны пришло православие на Русь и что происходило тогда в стране, кажутся таким выпускникам слишком специальными и не обязательными для «общего развития».
Однако не знать год Крещения Руси и сопутствующие этому событию причины и последствия для человека, считающего себя причастным к русской культуре, — это то же самое, что не знать года своего рождения и связанные с этим рождением обстоятельств. Но если не каждый человек имеет возможность достоверно узнать что-либо о своем рождении, то узнать о Крещении Руси на сегодняшний день могут все. Достаточно лишь минимального интереса к той самой культуре и истории своей страны. На первый взгляд кажется, что перечислять все блага цивилизации, обретенные Древней Русью вместе с принятием христианства, значит повторять всем известные и банальные вещи, но когда сталкиваешься с такими абитуриентами и выпускниками, то понимаешь, насколько важно регулярное напоминание об этих фактах, которые для многих людей нашего времени остаются абсолютным откровением.
Крещение Руси — это, действительно, рождение русской нации как полноценного субъекта мировой истории и, если бы этого события не было, то не было и всей русской истории, и нас самих. Конечно, нельзя сказать, что до Крещения никакой Руси не было: такое утверждение противоречило бы элементарной логике, ведь для того, чтобы креститься, сначала нужен тот, кто принимает это крещение. Само Крещение — это второе рождение, и Крещение Руси было её вторым рождением, рождением свыше.
До Крещения Русь представляла собой конгломерат плохо организованных племен с только что формирующимися княжескими центрами, без единого языка и без единой религии, которые в любой момент могли бы исчезнуть. Не случайно князь Владимир пытался сначала создать единую, регламентированную языческую религию с центром в Киеве, но у него ничего не получилось, потому что нельзя из хаоса искусственно создать космос. Христианство же дало Руси практически всё: и единую религию, и воспринятое от Константинополя представление о едином централизованном государстве, и саму славянскую письменность, завещанную святыми Кириллом и Мефодием, и строительство каменных храмов, и всё культурное богатство антично-христианского синтеза, воплощенного в Византийской империи.
С принятием христианства Русь впервые стала осознавать себя как единая нация с общим национальным смыслом своего существования, имеющего не только дольное, земное измерение, но и горнее, посмертное для каждого человека. Именно после крещения дружины князя Владимира в Херсонесе и народа киевского в водах Днепра история Руси выстраивается в одну непрерывную линию, а сама Русь обретает также единую, централизованную, иерархическую основу своего бытия — Русскую Церковь. Отныне, что бы ни случилось с самой Россией, в каких бы провалах она ни оказывалась — от ордынского ига и Смуты XVII века до великих войн и революций XX века, только Русская Церковь оставалась последней, нерасчлененной русской организацией на всем пространстве исторической России, удерживающей её от распада, а также являющаяся последним носителем полноценной русской идентичности.
Особенно хорошо это видно сегодня, когда все три части исторической Руси — Российская Федерация, Украина и Белоруссия отмечают праздник Крещения Руси как начало своей истории, и Русская Церковь выступает тем духовным стержнем, на котором держится это триединство. Поэтому мы должны отдавать себе отчет, что если этот праздник для нас носит светлый и умиротворяющий характер, то для всех тех, кто не заинтересован ни в возрождении общерусской идентичности, ни в геополитическом сближении России, Украины и Белоруссии, ни в усилении всего православного мира, этот праздник представляется крайне опасным, и они будут делать всё для того, чтобы его замалчивать.
К сожалению, хотя с отмечания Тысячелетия Крещения Руси прошло уже два десятка лет, только в 2008 году наша страна прияла решение об официальном праздновании этого события, и, конечно, главным инициатором этого возрождения была сама Церковь. 24 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ Патриарх Алексий II констатировал: «Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, «идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго», даже не выделен красным цветом и рассматривается как «средний» праздник. А ведь Крещение Руси, совершённое святым князем, духовным вождём нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней всё лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой. Полагаю, что день великого князя Владимира надо и отмечать как великий праздник».
С тех пор праздник Крещения Руси широко празднуется Русской Православной Церковью, а Патриарх Кирилл с 2009 года каждый раз отмечает 28 июля в Киеве, совершая литургию вместе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. И каждый раз Патриарх Кирилл напоминает о непереоценимом значении Крещения Руси в 988 году для всей нашей истории.
С христианской точки зрения, праздник Крещения Руси — это первый праздник русской истории, который связывает её историей Церкви и, таким образом, находится на пересечении её земного и небесного измерения. После этого обращения в истинную веру Нового Завета все события нашей истории обрели новый смысл, все они либо приближали православную Русь к Христу, либо отдаляли. Крещение Руси в этом процессе — это точка отсчета, альфа, с которой начинается историческая жизнь русского народа как церковного народа. И хотя в
Кто мог предвидеть в 988 году, когда византийский император Василий II и Константинопольский Патриарх Николай II Хрисоверг имели все основания смотреть на северных руссов как на варваров, что через несколько веков именно Русь унаследует блистательную Ромейскую империю, и великий князь руссов станет на место ромейского царя, а русский митрополит станет Патриархом, и вся судьба мирового православия будет зависеть именно от России? Оказывается, воздвигнув над собою православный Крест в конце X века, Русь не только стала православной, но начала готовить себя к великой миссии, которая на тот момент могла быть только у Византии.
И это ещё одна причина, почему праздник Крещения Руси стремятся замолчать и девальвировать те силы, у которых он не вызывает никакой радости.
Однако, какие бы масштабные социальные и политические задачи ни принесло с собой Крещение Руси для самого русского народа, все-таки главный смысл этого события, конечно, состоит в личном преображении и спасении каждого человека, желающего называться христианином. Именно об этом заявил Патриарх Кирилл в Киеве накануне столь светлого праздника, 26 июля 2012 года: «Помогай Господь всем нам таким образом идти по жизни, чтобы духовные ценности, которые мы получили из Киевской купели Крещения, укреплялись в жизни народа, оплодотворяли народную жизнь и давали возможность людям мотивировать свои поступки теми великими нравственными принципами, которые содержатся в Евангелии».
Аркадий Малер
Праздник рождения национального смысла
Праздник рождения национального смысла