Мамонов и Бахтин. Православие и язычество
«Хорошо было бы оставить Мамонова в покое. О нём надо молиться, о спасении его души. Ему нужна наша молитвенная помощь, не игра в гротеск», – так начал свою программу "Щипков" профессор, заместитель Главы ВРНС и первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, справедливо заметив, что «те массмедиа, которые сейчас обсасывают кончину Мамонова и его религиозность, играют на гротеске, показывают, посмотрите, какой он был в юности, посмотрите на его жуткие кривляния и рожи, посмотрите на его беснование».
«Зачем показывать человека в состоянии наркотического или алкогольного беснования? – отмечает ведущий программы. – Он сам говорил в одном из интервью, что он хотел бы стереть все эти видео, стереть эту грязь. Но от неё можно избавиться только одним путём – путём внутренней метанойи. А медиа делают его образцом поведения, хотя он совершенно никакой не образец. Мамонов хотел выйти из того абсурда и ужаса, в котором он жил. А масс-медиа обратно затаскивают его в ту же матрицу и после смерти. Что делают масс-медиа? Они берут сакральное, священное, то, что было в конце его жизни, вываливают его в помойке первой части его жизни и потом вытаскивают наружу. Это абсолютно языческий подход. Это то, что описывал Михаил Бахтин. У Бахтина много чего написано, с ним много возятся, много цацкаются, но на самом деле Бахтин на все лады описывал одну-единственную идею: сакральное, чтобы стать сакральным, нужно обязательно извалять в грязи. И якобы русский народ своё сакральное всегда валял в грязи и таким образом «очищал» это сакральное. Это абсолютно языческий подход. Ученые поклонники Бахтина из Пушкинского дома писали чудовищные интерпретации смысла Прощённого воскресенья – мол русский человек должен напиться до умопомрачения и только после этого он может входить в Великий пост. Это они называли «очищением» и «катарсисом». Вместо тишины, смирения, покаяния и молитвы. Это абсолютно языческий подход. Бахтин описывал это языческое и пытался нам доказать, что это и есть парадигма русской религиозной жизни. Это абсолютно не так, это ложь. Христианство к этому не имеет ни малейшего отношения. Так что, то, что делают сегодня с Мамоновым, его образом и памятью – это попытка вернуть его язычество, из которого он с таким трудом вырвался». /конец цитаты/
Мамонов и Лунгин. Сакральное в искусстве
«Что произошло с Мамоновым в фильме "Остров"? – продолжает Щипков. – Мамонов – клоун, лицедей и актёр с неоднозначной репутацией. Лунгин сознательно пригласил на роль старца – шута и наркомана. Писали о том, что Лунгин хотел снять комедию. Комедии Лунгина – специфические. Они построены на глумлении над всем русским. Фильмы "Свадьба", "Такси-блюз", "Царь", "Братство" – это фильмы, главная задача которых – глумление над всем русским. Я, конечно, не могу утверждать уверенно, но моё личное мнение, что Лунгин готовил некое глумление над важной частью русской жизни – над православием. Для этого он пригласил алкоголика и наркомана играть старца. Но этот наркоман поломал всю схему, и сам Лунгин где-то об этом говорил».
«Что сделал Мамонов? – уточняет автор программы. – Он сделал запрещённую вещь. В искусстве вообще и в кинематографе в частности не допускается "реальная реальность". Пьяного изображают трезвые люди. Актёры не убивают друга в батальных сценах и не бьют друг друга в кинодраках. Актёры не занимаются сексом в любовных сценах. Если, изображая истерику, актер действительно впадет в истерику, то это не искусство, а болезнь. То же самое касается религиозной жизни. Когда на экране показывают венчание – реальное таинство не происходит. Искусство использует механизм условности. Так вот Мамонов нарушил это неписанное правило и в одной их ключевых сцен реально молился. Это сразу бросилось зрителю в глаза. Он молился и камера его снимала. В документальном кино это тоже недопустимо. Нельзя входить в сакральный мир. Нельзя снимать молящегося. Можно снимать, как детки свечки ставят. Но нельзя переходить грань. Так вот Мамонов в этом фильме перешел грань».
________
Александр Владимирович Щипков – заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук