Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поставил подпись под проектом Минкультуры России о предоставлении в 2013-2015 годах за счет ассигнований из федерального бюджета государственной поддержки в сфере культуры и искусства. Общий размер грантов — 2,2 млрд рублей в год.
Система подразумевает абсолютно новые условия существования для отечественной культуры и науки. Ранее обе сферы являлись «балластными» для федерального бюджета и выделение денег походило на государственную повинность. В результате чего культура воспринималась скорее как пережиток социального государства, который приходилось терпеть.
Новая система целевого дотирования культуры позволяет подходить к процессу с точки зрения госзаказа и стратегического планирования. Это не только отсечет от ресурсов псевдокультурных активистов, которые зачастую вели антикультурную и растлевающую деятельность на государственные деньги, но и поможет выдвинуться вперед действительно талантливым людям. Кроме того, появляется возможность сломать ситуацию кадрового застоя, который в течение десятилетий вызревал в сфере искусства и общественной мысли.
Доходчивое пояснение к новой модели культурной жизни дал в интервью «Ленте» министр культуры Владимир Мединский: «Как всегда было? Учреждение культуры финансировалось по смете, исходя из возможностей государства. Просчитывалось, что себестоимость работы театра или НИИ, или чего-то еще составляет сто рублей. Дальше шла сметная заявка в министерство, министерство говорило: «Сто — нет, есть 50, укладывайтесь, как сможете». В последние годы по законодательству другой принцип: мы даем государственное задание — и театрам, и музеям, и НИИ, что необходимо сделать за эти деньги. Эти деньги — это, по сути, столько же, сколько раньше было по смете с учетом индексации».
Министр также пояснил, что, по сути, до недавнего времени учреждения сами себе формулировали задание: «ну, в этом году я дам сто спектаклей на большой сцене и десять на маленькой, и еще поставлю две премьеры. И вот директор сам себе написал госзадание, департамент проштамповал, деньги пошли».
«Что меня неприятно удивило, когда я пришел в министерство: люди в департаментах вообще не анализировали эти задания, а просто, как бухгалтерия, накладные штамповали», — возмутился глава ведомства. — И если в каких-то крупных учреждениях культуры, которые на виду — Большой театр, Мариинский, Эрмитаж, — хотя бы в общих чертах планы работы кем-то хоть как-то изучались, то что касается НИИ — нет. Вот, план научной работы получили, деньги выдали, но ведь не очень большие, не жалко, тем более, не свои — государственные. Руководство НИИ на эти деньги занималось, чем хотело, ученые получали копейки, но при этом была иллюзия, что денег на науку у государства совсем мало, ученые не нужны, и сотрудники НИИ за свой счет ездили в командировки по стране. Какая-то комедия абсурда».
«Законодательство в части культуры — оно очень правильное сейчас: то, что сделали правительства Путина-Медведева в части реформирования — абсолютно верно, — резюмировал Мединский. — Мы дотируем государственные учреждения (по сути, это дотация), но при условии выполнения определенных условий: вы должны сделать то-то, то-то, то-то. Все, что учреждение культуры зарабатывает само, в дополнение к смете, остается у него — это называется внебюджетные доходы».
По сообщениям СМИ
Правительство опробовало «грантовую» систему поддержки отечественной культуры
Правительство опробовало «грантовую» систему поддержки отечественной культуры