Как известно, Всемирный Русский Народный Собор выступили с заявлением в защиту русского языка. Сегодня мы публикуем отклики на это заявление и комментарии по затронутым в нём проблемам, сделанные представителями православного и мусульманского духовенства России.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии: «Мне внушают оптимизм исторические примеры: в XIX-ХХ веках было минимум три примера, когда целенаправленная решимость небольшой группы людей для восстановления национальной культуры приводила к реальным результатам. И им удалось не просто как-то сохранить язык музейно, а придать ему статус государственного.
В Греции язык претерпел значительные изменения и возник очищенный греческий язык, который дожил до сегодняшнего дня. Норвегии удалось сохранить свой язык вопреки датскому влиянию, и норвежский язык вполне себе жив до сих пор. Ну, а самым ярким примером является иврит — язык, считавшийся мертвым в течение всех столетий, в XIX веке становится языком повседневного общения, более того — государственным языком государства Израиль. Вот с кого нам надо брать пример!
Если русский народ ощутит эту опасность и угрозу своему бытию, то примет законы об охране языка, как это сделано во Франции и Польше. И если Госдума примет такой закон, а все его поддержат, то мы нанесем контрудар по этой волне противников русского языка. Перефразируя Жанну д’Арк, скажу, что победа будет достигнута, если за нее мы все будем бороться».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве: «Задача спасения языка — это задача сохранения и спасения способности к жизнедеятельности самого народа. И здесь всё зависит от самих носителей языка. Ведь язык невозможно сохранить как музейный экспонат, — даже если и получится, он все равно будет лишь остатком чего-то ушедшего. Так что все зависит от того, как народ будет самовоспроизводиться и беречь свою культуру.
Вообще известно, что сами языки, как правило, развиваются в сторону упрощения. Потому что, как говорят филологи, языки в молодом состоянии являются более сложными и совершенными, а с процессом их старения язык идет к деградации, видимо вместе с народами. Так что главная задача — всемерное народосбережение, тогда и будет русский язык великим и могучим. А если народ будет деградировать, то и язык окончательно деградирует, независимо от того, в какой стране проживают его носители».
Фатых-хазрат Гарифуллин, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России: «Раньше мы представляли огромную страну — СССР. Весь мир трепетал перед ней, все считались с нашей страной и уважали ее. И у нас был и великий язык, который нас всех объединял. Если бы каждая республика говорила на своем языке, то мы не смогли бы ужиться вместе.
В Коране есть святые слова: «Я создал вас говорящими на разных языках, чтобы вы познавали друг друга». И благодаря русскому языку мы могли друг друга понимать и познавать культуру других народов. Поэтому я, разумеется, за то, чтобы сохранить русских язык в максимальном количестве других стран. А заниматься этим должны все: и государство с помощью популяризации и где-то на дипломатическом уровне, и общественные организации, используя свои ресурсы, и, конечно, зарубежные русские общины.
Политику же вытеснения русского языка я бы назвал близорукой и недальновидной. Если раньше эти страны жили под защитой России, то отделившись, они нашли себе другого защитника, который прикармливает их с целью оторвать от России окончательно. Думаю, страны Прибалтики еще пожалеют, что сегодня так себя ведут по отношению к русскому населению и русскому языку».
Ахмад-хазрат Ахметов, имам-мухтасиб северных районов Омской области: «Это естественно, что великий русский язык является языком международного общения. Сейчас на нем говорят на всех континентах планеты. И если мы сохраним его внутри своей страны, то сохраним и на международном уровне. Если мы будем бережно относиться к другим языкам, то и наш язык будут уважать.
А позицию Прибалтики я вообще не понимаю: многие граждане этих стран посещают Россию, кто-то здесь живет, мы же не ущемляем их права, относимся к ним равноценно. Почему с их стороны агрессия идет, я не понимаю? Это же, по сути, фашистские взгляды, — того гляди, они русских у себя на родине уничтожать начнут за то, что они говорят на своем языке!
Прибалты считают нас оккупантами и пытаются всячески теперь от нам отгородиться, но всем очевидно: если бы Россия не спасла мир от фашизма, то и от латышей и эстонцев ничего не осталось бы, они же не относятся к арийской расе, которую придумал Гитлер. Пускай они подумают, чтобы с ними стало, если бы не русские солдаты, вместо того, чтобы позволять себе притеснять русских и русский язык».
По материалам «Новостей Федерации»
Политика отдельных государств по вытеснению русского языка близорука и недальновидна
Политика отдельных государств по вытеснению русского языка близорука и недальновидна