Заместитель главы Всемирного русского народного собора Константин Малофеев об историческом контексте понятия «государствообразующий народ».
Вчера муфтий Татарстана Камиль Самигуллин выразил определённую тревогу в связи с внесением в преамбулу Конституции понятия «государствообразующий народ» применительно к одному-единственному народу, т. е. к заявленному в проекте поправок русскому народу.
По его словам, все мы — «россияне, и все мы внесли вклад в образование этого государства, в сохранение государственных границ и духовного суверенитета России, в формирование многоликого общероссийского менталитета и в развитие мощного социально-экономического пространства». И действительно, с этим можно только согласиться.
Вместе с тем позволю себе напомнить уважаемому муфтию, что понятие государствообразующего народа по своему семантическому значению подразумевает народ, который образовал, объединил вокруг себя, создал какое-то конкретное государство. Россия исторически была создана русским народом как национальное русское государство.
Аналогично тому, как Франция или Германия были созданы французским или немецким народами. К слову, в Конституциях этих многонациональных государств в качестве государствообразующих народов закреплены французы и немцы соответственно.
Важно отметить, что в формулировке поправок к Конституции Российской Федерации мы не имеем прямого упоминания «русского народа». Однако Ваша позиция убедила меня в том, что «государствообразующий» — действительно синоним «русского». Поэтому права русских на своей земле, в своём государстве никак не могут быть меньше, чем у татарского народа, который в Конституции Республики Татарстан особо выделен из многонационального населения республики.
Напомню, в этом документе прямо записано: «Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа, реализует приоритет прав и свобод человека и гражданина».
Если следовать такому подходу к написанию преамбулы, то в Конституции России следовало бы написать: «Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа России и русского народа…». Однако мы не требуем такой формулировки, а настаиваем лишь на включении в текст понятия «государствообразующий народ».
Мы не обращаемся к татарстанскому законодателю с призывом изменить текст Конституции на просто «многонациональный народ Татарстана». Но мы просим и Вас, уважаемый муфтий, признать за русским народом право найти своё отражение в Основном законе России.
В противном случае, если мы вовсе уберём из проекта Конституции упоминание русского народа, то, действуя последовательно и юридически грамотно, нам придётся убрать аналогичное понятие и из Конституции Республики Татарстан.
Хочу подчеркнуть: во внесении в Конституцию России поправки о русском народе как государствообразующем нет рисков ущемления прав других народов, а есть только закрепление в Основном законе страны исторической правды.
С заверениями в моём весьма высоком уважении, заместитель главы Всемирного русского народного собора Константин Малофеев.