Попытки «переосмысления» отношения к нацизму и фашизму давно стали общим местом в политике некоторых молодых государств. Сложно сказать, почему. Возможно оттого, что идеологи «реабилитации» СС и тому подобных организаций, искренне полагают: краткий период приобщения к силе, достаточно могущественной и отвратительной, чтобы потрясать весь мир, являлся венцом достижений этих государств, и на большее рассчитывать не приходится. А потому несколько лет единения всё чаще будут выступать в качестве «золотого века», к которому обращены все помыслы и чаяния.
«Реабилитация» нацистской идеологии до последнего времени находилась всё же в некоторых рамках, хотя их и нельзя назвать рамками приличия. В основном, развивался тезис о том, что солдаты тех же СС всего лишь выполняли приказы, сами по себе не виноваты ни в чём, да к тому же состоявшие в частях СС этнические батальоны одновременно являлись борцами за независимость этих этносов, а потому цель оправдывает все средства.
Однако становится всё более очевидным: нацизм понемногу превращается в модный тренд, а унесшие десятки тысяч жизней трагедии, оказывается, вполне возможно преподносить в качестве забавных историй, вызывающих положительные эмоции и коммерческий эффект. И речь идёт не о случайном эпизоде, который можно было бы объяснить глупостью, неосведомлённостью или заслуживающим всякого сожаления чувством юмора одного человека, а о формирующейся категории допустимого.
23 августа эстонская газовая и отопительная фирма GasTerm вывесила в качестве рекламы фотографию узнаваемой решетки ворот концентрационного лагеря «Освенцим» с надписью «Arbeit macht frei» («Работа делает свободным»). Снимок был снабжен подписью «Газовое отопление — гибкое, удобное и эффективное». Для осознания степени креативности рекламы, «забавно» сравнивающей газовое отопление с печами крематория, достаточно вспомнить, что в Освенциме было убито более миллиона человек, а дополнительную пикантность представляет то, что именно 23 августа Эстония отмечает день памяти «жертв сталинизма и национал-социализма».
Исполнительный директор фирмы Свен Линрос сообщил, что сам сделал этот снимок, когда побывал в Освенциме, и объяснил идею размещения подобной рекламы тем, что «газовое отопление часто связывают с событиями Холокоста». Господин Линрос описал произошедшее как «лёгкая провокация», уточнил, что лично он практику Освенцима осуждает, и добавил, что «пришло несколько злых писем от людей, которые не были с нами согласны». Суть же рекламы состояла в том, что «компания желала пояснить — природный газ CH4 не является ядовитым и им можно отапливать в том числе и здания, имеющие такую печальную историю».
Заметного возмущения в эстонском обществе история с «Arbeit macht frei» не вызвала. Всё закончилось тем, что фотография была убрана, а сайт компании опубликовал короткое извинение, «если размещенная здесь фотография причинила кому-то неудобство».
В остальной Европе подобный юмор оценивается иначе. 14 августа, за неделю до рекламной акции GasTerm, ведущая ежедневной радиопрограммы на немецком радио «Гонг», разговаривая с одним из слушателей, выражавшим недовольство по поводу того, что начальство требует от него выйти на работу в предстоящий уикэнд, утешила последнего тем, что для утешения следует вспомнить — «работа делает свободным». Несколько слушателей передачи немедленно позвонили на радио «Гонг» и пожаловались на ведущую, однако принимавшая жалобы сотрудница в ответ порекомендовала позвонившим относиться к сказанному с юмором. Дирекция радио ничего забавного в этом не усмотрела и уволила несколько сотрудников, причастных к инциденту. А прокуратура Мюнхена расценила шутку как провокацию на почве национальной ненависти.
В Эстонии же никакого осуждения со стороны правительственных кругов и структур реклама с концлагерями не вызвала. Хотя общественный резонанс был весьма велик, многие общественные деятели и журналисты искренне недоумевали: как могла сформироваться сама мысль о таком промоушне. Газета Eesti Ekspress опубликовала творчество GasTerm в разделе «Юмор», предположив, что находящиеся в столь глубоком кризисе отделы рекламы предприятий и концернов смогут заинтересоваться и другими памятными местами III Рейха. В качестве услуги и примера была предложена фотография истощенных узников Бухенвальда и рекламный слоган «Eins, zwei, drei... Таблетки для похудения доктора Менгеле сотворят с тобой чудо. В Бухенвальде не было ни одного толстого!».
Сарказм был слишком хорош. Негодование по поводу публикации Eesti Ekspress было куда сильнее, нежели в случае с GasTerm. Вице-мэр Таллина Михаил Кылварт обрушился на Eesti Ekspress с разгромной критикой, сообщив достаточно цифр и подробностей, чтобы продемонстрировать неуместность шуток по такому поводу. Хотя, если быть объективным до конца, то большее внимание следовало бы уделить не излишне, может быть, жизнерадостной реакции Eesti Ekspress, а самому предприятию GasTerm, давшему столь очевидный к тому повод.
К тому же, реклама с Освенцимом и побочные шутки про Бухенвальд не рождаются сами по себе. Они формируются как вполне естественный продукт узаконенной на государственном уровне политики реабилитации нацистских пособников, попыток втиснуть содеянное видными военными преступниками Германии и их менее именитыми подручными из остальной Европы в некие облагороженные теории. Глава еврейской общины Эстонии Алла Якобсон, комментируя эти скандалы, отметила, что в прошлом эстонцы с уважением относились к памяти покойных. Однако последнее время, по ее словам, ознаменовалось «победным шествием аморальности», свидетельствующим о больших проблемах в эстонском обществе и его современных идеалах.
Андрей Полевой
Победное шествие аморальности
Победное шествие аморальности