Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) иногда называют «Русским Давосом» — и это сравнение отнюдь не случайно.
Форум в Петербурге, как и Всемирный экономический форум в швейцарском Давосе, представляет собой уникальную площадку для обсуждения актуальных вопросов политики и экономики, стоящих перед мировым сообществом в конкретный момент, а также предоставляет удобную платформу для заключения соглашений. В 2012 году форум собрал более пяти тысяч участников, которые заключили 84 контракта на сумму более 360 миллиардов рублей.
В ПМЭФ-2013, проходящем с 20 по 22 июня под девизом «Перспективы глобальной экономики — время решительных действий», принимают участие делегаты из 71 страны мира, руководители почти 200 иностранных и более 400 российских компаний. Германия и Нидерланды приглашены на форум в качестве почетных гостей: в повестке переговоры Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель и премьер-министром Нидерландов Марком Рютте. Однако, на первое место в рейтинге встреч стоило бы поместить переговоры президента России с заместителем премьера Госсовета Китая Чжаном Гаоли относительно энергетического сотрудничества России и Китая.
Программа форума разделена на три направления: глобальная повестка устойчивого экономического роста, Россия в глобальной повестке и новые катализаторы изменений. Так или иначе, все три направления связаны с темой переговоров Владимира Путина и Чжана Гаоли. Устойчивый экономический рост, в мировом контексте, тесно связан с доступом к энергоносителям, без которых невозможно производство, их ценой, конъюнктурой глобальных рынков. Главным катализатором изменений мировой экономики последних лет можно безусловно считать фактор под названием «китайская экономика», которая является крупнейшим производителем и, соответственно, — крупнейшим потребителем энергоресурсов. Потребление газа в 2012 году в Китае достигло 147 млрд кубометров, а к 2035 году, по прогнозам Международного энергетического агентства, увеличится до 634 млрд кубометров. Динамика также впечатляет: в 2012 году Китай импортировал на треть больше газа, чем в 2011 году, в общей сложности импорт составил 42,5 млрд кубометров природного газа, включая сжиженный природный газ. К 2030-2035 годам импорт газа Китаем вырастет до 200-300 млрд кубометров, ожидают в МЭА.
Россия, занимающая первые-вторые строчки мировых рейтингов в оценке запасов углеводородов, в условиях спада производства в Евросоюзе, сказывающегося и на нашей экономике, нуждается в новых рынках сбыта. Именно энергетические соглашения между Россией и Китаем являются ключевым событием всего Петербургского саммита. Тем более, что они являются фактически прорывом после длительного переговорного процесса.
На фоне переговоров президента России и заместителя премьера Госсовета КНР, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер плодотворно беседовал с президентом Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Чжоу Цзипином о поставках российского газа в КНР. Соглашение о стратегическом сотрудничестве между «Газпромом» и CNPC было подписано еще в 2004 году, однако перейти от стратегии к тактике не позволяли разногласия, особенно по части стоимости энергоресурсов — Китай желал получить скидку примерно в 50% от европейской цены.
В октябре 2009 года «Газпром» и CNPC подписали Рамочное соглашение об основных условиях поставки природного газа из России в Китай, в сентябре 2010 года были подписаны Расширенные Основные условия поставок газа из России в Китай. В 2012 году переговоры возобновились с новой силой — «Газпром» согласился предоставить Китаю некую скидку, точные размеры которой представляют коммерческую тайну — и в марте 2013 года Миллер и Цзипин подписали меморандум о трубопроводных поставках российского газа в Китай по восточному маршруту в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Этот документ, по выражению Миллера, заложил основу 30-летнего контракта на поставку газа из России в КНР. Тогда же был обсуждён вопрос ежегодных поставок 38 млрд куб. метров российского газа — с возможностью увеличения до 50-60 млрд кубометров в год.
Гипотетически, цена российского газа для Китая составит порядка 300-350 долларов за 1 тыс. кубометров. Это соответствует стоимости туркменского газа — 300-320 долларов за 1 тыс. кубометров, и прогнозной стоимости газа в ЕС на ближайшие год-два — 370-380 долларов. В рамках уже заключённых договорённостей, предполагаются поставки как трубопроводным маршрутом, так и сжиженного природного газа (СПГ). Учитывая логистику, доступность месторождений и готовность инфраструктуры, опцион об увеличении поставок в Китай 60 миллиардов ежегодных кубометров возможно выполнить только за счёт расширения поставок СПГ. О чём и заявил председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер, сообщив, что планируется подписание документов по принципиально новому проекту производства СПГ в России.
На сегодняшний момент в России работает только один завод по производству СПГ на Сахалине, который был запущен 18 февраля 2009 года в рамках проекта «Сахалин-2». По результатам работы в 2010 году «Сахалин-2» вышел на проектную производственную мощность — 9,6 млн тонн СПГ, что эквивалентно 13 млрд кубометров природного газа.
В работе находится проект «Владивосток-СПГ», предусматривающий строительство завода на полуострове Ломоносова. Мощность завода, который будет состоять из нескольких технологических линий, составит не менее 10 млн тонн СПГ в год. Планируется, что первая линия заработает уже в 2018 году, а основным потребителем станет Япония, которая потребляет ежегодно объём СПГ, эквивалентный 90 миллиардам кубометров газа. Для транспортировки газа со Штокмановского месторождения потребителям в Европе «Газпром» планирует построить завод в Мурманской области.
Рынок СПГ — один из наиболее динамично развивающихся сегментов газовой продажи. В последнее время он был дополнительно простимулирован возросшей добычей газа в США, которые уже анонсировали поставки излишков СПГ на экспорт. В данный момент, Россия занимает на рынке СПГ скромные 4,5% — и, учитывая настойчивость как новых игроков, вроде США, так и старых, в первую очередь, Катара, эта доля может стать ещё меньше. Однако, согласно озвученным планам руководства РФ, к 2020 году доля российского СПГ на мировом рынке должна увеличиться до 35-40%. Что явно потребует заметных усилий, альтернативы которым, впрочем, не существует. Если у России не будет достаточных мощностей для использования географических преимуществ, близости к Азиатско-Тихоокеанскому региону и больших запасов природного газа, то ключевой регион мировой экономики на ближайшие десятилетия займут другие поставщики.
Итоги саммита ПМЭФ-2013 позволяют предположить, что потери от экономического спада в Евросоюзе будут компенсированы за счёт диверсификации рынков, расширения палитры предложения, более агрессивного продвижения в ключевых азиатских государствах. Стоит также отметить заключённое между компаниями «РусГидро», «РАО ЭС Востока» и Kawasaki Heavy Industries соглашение о сотрудничестве в строительстве промышленного комплекса по производству на территории Дальнего Востока сжиженного водорода и дальнейшей его транспортировке в Японию. «РусГидро» совместно с «РАО ЭС Востока» будут осуществлять поставку электроэнергии, необходимой для функционирования нового завода, Kawasaki Heavy Industries станет ключевым поставщиком технологий по производству, хранению и транспортировке сжиженного водорода, необходимых для сооружения промышленного комплекса. Поскольку водород — весьма вероятное «топливо будущего», то диверсификацию добычи газа, не только «традиционного», но и водорода, можно лишь приветствовать.
Технологии, новые рабочие места для Дальнего Востока и дополнительный источник пополнения бюджета за счёт продажи «альтернативного» энергоресурса — не менее важный итог саммита ПМЭФ-2013, чем стратегическое энергетическое партнёрство России и Китая.
Андрей Полевой
ПМЭФ-2013: главное — энергетика
ПМЭФ-2013: главное — энергетика