«Дорого яичко к Христову дню» — так говорят не случайно. Жизнь традиции, воплощенной в пасхальном яйце, никогда в России не исчезала, как никогда не иссякала пасхальная радость.
Пасхальное яйцо — это не «известный русский сувенир», как можно сегодня услышать, а непременный атрибут обряда христосования. «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» говорили друг другу, и при этом обменивались яйцами в Праздник Праздников — Светлое Христово Воскресение. Яйцо — это символическое подобие и нашей жизни, из праха и тления мы вновь возродимся в нетлении и бессмертии. «Христос вокресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
Существовала в России традиция сохранять яйца первого христосования в течение всего года, и в следующую Пасху именно ими разговляться. Эти яйца христосующихся «с истинною радостию и чистым сердцем» в течение года и более сохранялись свежими, не подвергаясь никакой порче. Первое, полученное на Пасхе освященное яйцо, имело для человека особенное значение — его называли «наисвященнейшим». Есть свидетельства разговляющихся яйцами, сохранявшимися в течение даже и пяти лет. Этот прекрасный обряд христосования, столь радостно описанный Иваном Шмелевым и другими русскими писателями, является в сути своей проявлением чистой духовной радости. Это обряд любви и всепрощения всех — знатных и незнатных, друзей и врагов, бедных и богатых, постившихся и непостившихся. Все они призываются «войти в радость Господа и ликовать друг с другом».
Традиция дарить яйцо сохранялась буквально во всех слоях общества. Так, после заутрени Светлого дня, Государь прикладывался к святым иконам, «творил целование во уста» с Патриархом, митрополитами, архиепископами и епископами. Бояре и другие сановники целовали руку Патриарху и получали красные яйца, а иногда и золоченые. Государь также становился на свое место и, жалуя к руке своих подданных, раздавал яйца подходившим к нему и боярам, и стольникам, стряпчим, приказным людям. Яйца, которые жаловал Государь, были расписаны по золоту яркими красками или цветными травами, «а в травах птицы и звери, и люди». Строго, стройно и торжественно, с соблюдением образцового порядка совершалось действо царского христосования. В допетровское время, когда обычай христосования был в особенной силе, государями раздавалось до сорока тысяч яиц — живых (куриных, утиных, гусиных) и точеных деревянных, расписных.
Сегодня мы видим, как в сувенирных лавках продают пасхальные яйца — их производство поставлено на поток. Но, скажем прямо, что от самого грубо расписанного яйца, купленного на базаре, до яйца изысканной авторской работы — от каждого мы можем получить радость, праздничное ликование души. Почему? Да именно потому, что пасхальное яйцо — это нечто большее. Это христианский символ — символ попрания смерти и возрождения для новой христианской жизни. Яйцо — самый естественный символ воскресения.
Дарение яйца — атрибут главного праздника православных христиан России — Праздника Воскресения Господня, поправшего смертию смерть и даровавшего нам надежду на жизнь вечную. Существует предание, согласно которому христианский обычай дарения яйца идет от святой равноапостольной Марии Магдалины. Мария Магдалина — жена мироносица, родом из г. Магдалы. После Вознесения Христа Спасителя она идет в Рим для Евангельской проповеди. Посещающие императора по обычаю того времени приносили ему свои дары. Те, кто был богат, делали дорогие подарки, дарили драгоценности, а бедные — кто что мог. Мария Магдалина имела только один бесценный дар — свою веру в Господа нашего Иисуса Христа, а потому, подходя к императору Тиверию, подарила ему яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!». С этих слов начала Мария Магдалина свою проповедь. Император тут же усомнился в том, что кто-то может воскреснуть из мертвых. Он же и продолжил, что в Воскресение так же трудно поверить, как в то, что яйцо, будучи белым, вдруг станет красным. Но еще не успел договорить Тиверий свои слова сомнений, как яйцо у него на глазах стало красным из белого. С тех самых пор крашеные красные яйца и стали символом Воскресения Христа. Пасхальный цвет — это красный цвет. Красный цвет — это кровь Христа Искупителя.
Даря друг другу пасхальные яйца, мы, тем самым, сообщаем друг другу надежду на свое Воскресение. Традиция крашения (приготовления) пасхальных яиц в нашей России не исчезала никогда— даже в советские атеистические годы всегда красились яйца к Пасхе, которыми христосовались. Конечно, разоренные барские усадьбы и дворянская бытовая культура дали богатейшую коллекцию пасхальных яиц для запасников музеев. Помимо «живого» яйца, которое вкушалось, издавна готовились яйца-подарки.
Из чего же делалось такое яйцо? Конечно, первые яйца были глиняные. До нас они не дошли — при раскопках находили лишь их фрагменты. Сами яйца были целиком из глины, но встречались и полые внутри глиняные яйца. Глиняное яйцо могло и раскрашиваться, на него могли наноситься орнаменты, но всегда на нем была монограмма Х. В., указывающая, что перед нами именно пасхальное яйцо. Отсутствие монограммы на яйце говорит нам о том, что это яйцо сувенирное. Пасхальное же яйцо делалось только к Пасхе — в остальное время года оно не продавалось и не создавалось. Яйца красились на Страстной неделе в Чистый Четверг, а в субботний день они освящались вместе с куличом и пасхой.
После глиняных яиц появились деревянные яйца. Яйцо стало столярным и токарным изделием. Точеное деревянное яйцо сначала было целиковое, а потом стали изготовлять и раскрывающиеся яйца, полые внутри. Причем работы токарные делалась в первой половине XVII века отменно (потом, когда Петром I были завезены иноземные токарные станки, появились новые возможности улучшения внешнего вида яйца). Раскрывающееся яйцо является прообразом нынешних «киндер-сюрпризов». На Пасху обменивались, естественно, прежде всего «живыми» яйцами. Но дарили именно раскрывающиеся яйца, внутри которых помещались подарочки. Яйцо, таким образом, было с секретом или с сюрпризом. Раскрывая яйцо, дети и взрослые получали незатейливое колечко, сережечки (богатые могли позволить себе и дорогой подарок, но в народной бытовой культуре, естественно, не были приняты дорогие подарки, да и вообще тут дело не в цене, а в радости обряда). Можно было положить в яйцо просто конфеточку или что-либо из сладкого.
Итак, традиция раскрывающегося яйца — яйца с подарком — возникла в нашей стране еще в XVII веке. Деревянное яйцо давало возможность его украшать более искусно, нежели глиняное, но все же яйцо и «вырастало», чтобы в него можно было положить более объемный подарочек. Сюрприз в том и состоял, что вложенный в яйцо подарок был много больше самого яйца. Например, из яйца доставался тонкий платочек. Или внутри яйца размещался весь комплект домино. Скажем сразу, что знаменитейший Фаберже именно оттуда, из русской народной традиции, почерпнул идею изготовления яиц с неожиданным сюрпризом. Его известное пасхальное яйцо, внутри которого помещался поезд с железной дорогой, разве не имело своим источником все тот же первообраз — народное яйцо с «сюрпризом», которое знаменитый ювелир видел на русском базаре?
Есть точка зрения, что матрешка пришла к нам из Японии. Но этот вопрос тут же станет спорным, если мы знаем о традиции изготовления праздничных яиц, ибо так же издавна известны пасхальные яйца, полые изнутри и вкладывающиеся друг в друга — в большое чуть меньше, а в него — еще меньше. Скажите, чем не принцип матрешки? Версия японской по роду матрешки существует даже в музее Поленова. Художник, будучи в Японии, привез фигурки — одна в одной, и стали художники делать матрешек. Но мы знаем, что этот принцип давно существовал в народной культуре. До пяти яиц могли быть вложенными друг в друга. Этот же принцип для нас сохранила русская народная сказка — вспомните те сказки, где герою нужно было искать смерть Кощея Бессмертного: сначала сундук, в сундуке — утку, в утке — яйцо, а в яйце — иглу. Можно вспомнить еще и о том, что сундуки на базаре продавались по такому же принципу — в большой вкладывался меньший, а в него еще более маленький и т. д. Существовали подобные же шкатулки. У нас нет никаких оснований считать матрешку не русской игрушкой.
Украшение или оформление пасхального яйца тоже постепенно менялось. Яйцо деревянное могло быть раскрашено и в один цвет, но все же появляется и яйцо с орнаментом. Распространенные писанки с их орнаментом были известны очень давно — сначала роспись шла по живому яйцу, а потом и по деревянному. На яйце стали расписывать сюжеты — жизненные, сказочные, былинные, появились пейзажи, орнаменты. Религиозных сюжетов в XVII-XVIII веках на деревянном яйце почти не было. Мы можем предположить, что дело тут не в умении или неумении мастеров, но в осторожности, в основе которой лежало серьезное и священное отношение к церковной храмовой росписи, а также иконописи.
Иконописец писал святые лики по благословению. А потому именно уважение традиции и понимание особенности этой деятельности были тем «препятствием», которое не позволяло всякому желающему писать лики святых. Писать орнамент, пейзажи, бытовые сюжеты было более естественно. А каких только не было сюжетов: например, есть яйцо, на котором выписан цыпленок-новобранец, идущий с сидором, в фуражке, солдатским ремнем служить в армию царю-батюшке. Он бодро и весело шагает при полной амуниции. Изображались на яйце и девушки-красавицы, держащие в руках саму пасху треугольной формы. Но на каждом яйце, повторю, непременно присутствовала монограмма Х. В., любовно прописанная, с использованием красивой вязи.
С развитием стекольной промышленности появились и первые стеклянные яйца. Конечно, стекло появилось и в быту. Но было оно очень дорогим — стеклянные кубки, например, имели только богатые люди. Но стекло было не только простым, но и цветным. Из такого стекла и делались пасхальные яйца. Цвета встречались разнообразные — красного, лилового, синего, голубого, зеленого, изумрудного и белого матового. Оно также было обязательно отмечено пасхальными атрибутами (Х. В.), что закладывалось в самой форме уже при литье. На яйце мог быть выпуклый рисунок, а на просвет эти яйца «играли», улавливая солнечный луч. Они были красивыми и нарядными. Но с развитием стекольной промышленности, с появлением дутья, получались уже тонкостенные сосуды. Эта техника была применена и к пасхальным яйцам. Появились тонкостенные дутые, легкие, изящные пасхальные яйца. Но как сделать это яйцо нарядным? Сверху его не покрасишь — краска быстро сойдет. А из цветного стекла дуть было очень дорого. Тогда научились красить яйцо изнутри. Но и на пасхальное яйцо, изготовленное из стекла, наносился накладной рисунок.
На Пасху хозяин лавки заказывал на стекольном заводе какое-либо количество яиц, которые он сможет продать. Яйца украшались медными формами снизу и сверху, держателями, ленточками; каменьями украшалась сама лента. Тогда не очень дорогим был жемчуг, поэтому ленты, которые пропускались внутри пасхального полого яйца, расшивались и золотой ниткой, и жемчугом. Стеклянные яйца были трех видов — одни литые, но чтобы они не катились, на них делалась платформочка — срезался «пятачок», причем срезался с нарушением центра тяжести для того, чтобы яйцо вставало по диагонали или лежало. Второй вид яиц — это те, которые подвешивались. И третий вид — это те, что ставились на подставочку.
С развитием фарфоровой промышленности, с появлением первых фарфоровых заводов, появляется и яйцо фарфоровое. Первое, дошедшее до нас фарфоровое яйцо, созданное к Пасхе, датировано 1749 годом. Его изготовил знаменитый изобретатель фарфора Дмитрий Виноградов, соратник М. В. Ломоносова. У Виноградова была тяжелая судьба, ибо он практически был заточен в «золотой клетке». К нему был приставлен барон Черкасов, который никуда его не выпускал, ибо настолько было ценно и дорого то, что он делал. Виноградов был уникальным мастером по фарфору. Он первым, раньше, чем в Европе, стал делать качественный фарфор, обладал уникальным в то время умением лепки на фарфоре. Виноградов это свое умение принес и в пасхальное яйцо: на своих изделиях он везде оставлял автограф — или кисточку, или веточку винограда. Изготовленные им первые фарфоровые яйца были дивной красоты, очень дорого стоили, так как их делалось только несколько штук.
В 1748 году было открыто фарфоровое производство, и производство нарядных яиц было поставлено на промышленную основу. Императорский фарфоровый завод с каждым годом выпускал все больше и больше пасхальных яиц вплоть до революции 1917 года. Именно этот завод изготовлял к каждой Пасхе яйца для челнов императорской фамилии «на раздачу» при обряде христосования. В начале XIX столетия появились и частные фарфоровые фабрики, которые также стали готовить пасхальные яйца в дар. В 1799 году, например, Императорский фарфоровый завод изготовил 254 яйца, а в 1802 году — уже 960. К Пасхе 1914 года было выпущено 3991 фарфоровое яйцо, а в 1916 году — 15365 штук. Очень большой заказ на изготовление пасхальных яиц был сделан в 1915 году императрицей Александрой Федоровной. Он был сделан с милосердными целями — на Пасху раздаривались яйца на фронте. Это было 200 фарфоровых яиц, а помимо них — стеклянные, деревянные. На яйце присутствовали инициалы — вензель заказчика (например, яйцо с инициалами А. Ф. — императрицы Александры Федоровны). Яйца мог заказывать сам император и ближайшее его окружение.
Вместе с фарфоровыми яйцами началась другая эпоха пасхальной красоты. На фарфоре стала возможна изысканная пластика, но старые яйца XVIII-XIX веков украшены не только пластически, но и живописно. Впервые именно на фарфоровом яйце мы встречаем традиционные религиозные сюжеты. Конечно же, это делалось с церковного благословения. Наиболее типичными были сюжеты «Сошествие во ад», «Воскресение». С XIX века можно говорить об индустрии пасхального яйца — стали возможны и большие заказы для Императорского двора, и личные заказы богатых людей. Но теперь и в стеклянном яйце тоже используются религиозные сюжеты. Но как их на нем разместить? На внешней поверхности стеклянного яйца роспись была невозможна, как невозможна была и изнутри. Однако есть уникальные яйца, где религиозное изображение расположено внутри яйца. Форма такого яйца необычна — яйцо можно назвать огромным, оно примерно в десять раз больше «живого» куриного яйца.
Были яйца и металлические. Первоначально это был металл драгоценный — использовались серебро и золото. Эти яйца делались ювелирами. Они были полыми внутри, раскрывались, а внутрь помещался «секрет». Серебряное яйцо, как ювелирное изделие, обильно украшалось. Сохранились яйца, выполненные в такой технике на серебре, они на ощупь кажутся покрытыми цветным с росписью шелком. Именно ювелиры стали делать не только пасхальные яйца, но и яйца-сувениры. И хотя яйцо делалось на Пасху, смысл его был иным — такое яйцо имело бытовой смысл, служило украшением бытового обихода. В форме яйца делались пудреницы или целые парфюмерные наборы — внутри раскрывающегося яйца помещались флакон духов, тушь, кисточка, еще кисточка и т. д.
Но наибольшую изысканность традиция соединения пасхального яйца с ювелирным украшением, конечно же, достигла у Фаберже. Мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц для императора Александра III и Николая II. В его мастерских создавались и пасхальные яйца по заказам частных лиц. Главным мастером фирмы Фаберже был Михаил Перхин, который в 1885 году и изготовил первое пасхальное яйцо. Его инициалы ставились на всех пасхальных яйцах-сюрпризах вплоть до его смерти, последовавшей в 1903 году. Это знаменитое первое яйцо состояло из оболочки-скорлупы (из слоновой кости). Внутри располагалась курица из золота с рубиновыми глазами, покрытая эмалью. Внутри курицы — золотая корона, унизанная жемчугом, а в короне — золотое кольцо.
Именно с этого первого яйца Михаила Перхина установилась в императорской семье традиция ежегодного пасхального дарения яиц фирмы Фаберже. Если знаменитому мастеру задавали заранее вопрос о сюжете будущего яйца, он всегда отвечал одно: «Ваше Величество будет довольно». Карл Фаберже — гениальный менеджер, организатор, вместе с братом — модельером-художником, конечно же, именно на русском базаре почерпнул саму идею яйца-сюрприза. В промышленном и ювелирном мире Фаберже стал законодателем моды. Он начинал с пробных серебряных приборов, в которые вкраплял дополнительные декоративные элементы. Можно было стол накрыть из набора Фаберже — его вилочки, ножички имели красивые ручки, новую удобную пластику. Он ввел скульптурную пластику, чего не было раньше. Его изделия стали очень модными, носили принцип утилитарный, но при этом были изящны, неожиданны, удивляли.
Например, бублик из серебра фирмы Фаберже, можно было открыть. И тогда становилось ясно, что перед вами солонка. Прекрасно выглядели наборы для специй в виде воробушка и т. д. К чести Фаберже надо сказать, что он опирался, прежде всего, на русскую традицию, изучал ее. Он жил русской культурой, дающей богатое поле для фантазии художника-ювелира. Он собрал великолепных русских мастеров. Уникальных мастеров. Именно ими были созданы все «чудеса» Фаберже: в том числе — и его знаменитое яйцо с паровозом, железной дорогой. Впрочем, тогда и сама железная дорога, недавно построенная, воспринималась как «чудо света». И отразил этот дух времени, это восхищение именно Фаберже в своем пасхальном яйце. Паровоз, вагончики, дверцы в них открывались, колеса крутились, он заводился и двигался по рельсам, которые выстраивались вокруг пасхального яйца. И все это помещалось в одном яйце. Небывалая прежде красота пасхального яйца Фаберже держалась еще и на том, что он использовал все техники — монтировка и литье помогали реализовать любые фантазии художника. Можно было делать любые вставки — и художественные, и живописные, использовать драгоценные камни, кость, накладывать эмаль.
Традиция изготовления пасхальных яиц сегодня возродилась вновь во всей своей прежней красоте и силе. Пасхальные яйца расписывают мастера Хохломы и Гжели, Федоскина и Палеха, Мстеры и Холуя. Издавна было известно и искусство холмогорских мастеров. Известно знаменитое яйцо мастера С. Минина — это выточенный из цельного куска мамонтовой кости ажурный футляр, основанием которого является позолоченное разъемное серебряное яйцо. Это яйцо «превращается» (при желании) в две одинаковые по размеру рюмочки. Особенно славились кустарные артели Сергиева Посада. А рядом, в Хотьково, знаменитом своими резчиками по дереву и кости, тоже изготовлялись пасхальные яйца и украшались резным орнаментом, который полностью покрывал поверхность яйца.
Яйца делались их драгоценных и полудрагоценных камней — родонита, мрамора, яшмы, агата, малахита, нефрита, лазурита, оникса и др. Керамические производства вновь выпускают яйца из фарфора, фаянса, майолики. Вновь создаются санкт-петербургскими мастерами пасхальные яйца по образцам Фаберже. И, конечно же, пасхальное яйцо получило авторское исполнение — религиозные сюжеты, пейзажи с архитектурой, литературные сюжеты используются художниками при росписи праздничных яиц.
Вероника Иконникова
Пасхальное яйцо
Пасхальное яйцо