В МГУ имени М. В. Ломоносова прошли Панаринские чтения «Умная политика и цивилизационные вызовы», посвященные 10-летию со дня кончины профессора А. С. Панарина, заведующего кафедрой теоретической политологии философского факультета МГУ, основателя популярной научной школы.
Александр Сергеевич Панарин заложил основы глобального стратегического прогнозирования. Участниками форума было отмечено, что его интеллектуальные импульсы не теряют своей цельности в современной информационной войне. В самых разных сферах общественной мысли растет число его последователей, которые стали называть себя «панаринцами». Причина этого не только в некоем «пророческом даре» ученого (о чем не раз упоминалось). Панарину удалось расшифровать, схематически распознать алгоритмы денежной цивилизации. На этом фоне он высветил глубинные ценности и закономерности русского проекта.
Панарин вывел основы русской социалистической онтологии, неиссякающим источником которой является Христианство. Возможно именно это заставляет представителей уже нового поколения перечитывать его книги, искать и находить в них ответы на цивилизационные вызовы.
Открывая Чтения, декан философского факультета МГУ Владимир Миронов указал на ярчайшую «расшифровку» Александра Панарина, которая сегодня определяет сущность геополитики и трагедию простого гражданина: глобальная система управления ставит под сомнение легитимность государства. Происходит конституционализация международного права по отношению к национальному. Последствием этого является проблема правоприменимости — преимущество международного права над государственным и, как следствие, бесконтрольная власть рынка над личностью. В открытую заявляется о крахе национальных государств.
Эту мысль развил в своем докладе профессор Валерий Расторгуев. Он напомнил, что в ноябре 2013 года исполнилось 20 лет Евросоюзу, в связи с чем представитель этого транснационального объединения президент Европейского совета Херман ван Ромпей призвал избавиться от таких устаревших стереотипов и иллюзий как национальная идентичность, Родина и географические границы. Для краткого описания глобальной проблематики лучше всего подходит диагноз Панарина: «Системный тоталитаризм нового типа при внешней видимости демократичности устройства».
Перед аудиторией выступили сербские последователи Александра Панарина из Института политических исследований (г. Белград) с докладом на тему «Значимость русской социально-политической мысли для сербского национального самоопределения». В докладе неоднократно отмечалось влияние русской монархической идеологии на самосознание южных славян.
С этой идеологемой поспорил известный публицист Максим Шевченко, заявивший, что апология романовской империи является ошибочной и не отражает сущность русского исторического проекта. Нельзя идеализировать бюрократическую систему, поставившую себе целью войти в западное сообщество. Эту трагедию Максим Леонардович характеризует, как «конфликт между хозяйской элитой (аристократическим капиталом) и народом». Вопреки навязанному и активно внедряемому стереотипу Шевченко считает, что русская революция не превнесена извне, а является естественной вехой, достоянием русского проекта, что и доказывают работы Александра Панарина. Отторжение социализма — есть отрицание национальной идентичности. «Их ненависть к России — это ненависть к Революции», — говорит Шевченко о Западе. Выступление Шевченко стало самой яркой страницей Панаринских чтений.
В докладе профессора МГИМО Натальи Зарубиной была раскрыта крайне актуальная сегодня парадигма «развития». Эту идею можно назвать детищем Панарина, она пронизывает многие его работы. Речь идет о «создании новизны». Либеральный тренд, представляемый Высшей школой экономики, внедряет мысль, что традиционная культура и мораль препятствует инновациям. Этот вывод основан на умозаключениях европейской философии Ясперса, по которым стремление человека к новому — искусственный результат осознания собственной беспомощности.
Александр Панарин считает стремление к новизне естественной склонностью человека, как творения. Отсюда ряд аксиом развития от Александра Панарина: скорость приращения фундаментального знания должна опережать скорость прирастания отраслевого. Для развития необходима избыточность производства знания. Именно этот избыток является источником нового (веер возможностей, технологическая база СССР). В свете последних реформ и идеологии Минобрнауки эти откровения Панарина выглядят как приговор. Вопреки шкурно-утилитарному «знанию» потребителя и искателя прибыли Панарин предлагает иное знание. Познание, которому необходимо вернуть сотериологический смысл — знание-спасение.
В качестве реального продукта Панаринских чтений на одной из четырех секций был представлен проект «Социальной доктрины России», который находится в стадии обсуждения на высшем государственном уровне. Настоящим прорывом выглядит намерение разработчиков документа сформулировать определение «социальное государство». Напомним, что термин «социальное государство» есть в Конституции РФ. А вот его официального объяснения не существует ни в одном документе.
Соб. Инф.
Панаринские чтения: О будущем социального государства
Панаринские чтения: О будущем социального государства