Ответ Дмитрию Киселёву
от пресс-секретаря ВРНС
Юрия Кота
Уважаемый Дмитрий Константинович!
Благодарим Вас за тему, которую Вы решились поднять в рамках дискуссии с Русским Православием об отношении к суррогатному материнству. И очень сожалеем, что такой глубокий богословский вопрос начат с обсуждения в такой поверхностной журналистской плоскости. Но с чего-то же надо начинать!
Да, действительно бесплодный брак и бездетность — беда многих семей. Такие испытания Господь посылает человеку постоянно с момента изгнания из рая как испытание на крепость веры и духа. Испытание выбором между «хотеть» и «смириться».
Дмитрий Константинович, хорошо, что в качестве примера Вы привели известную семью Плющенко и Рудковской. Не бездетную, кстати. При этом вполне обыденно, как и многие из граждан, будучи воспитанными в советской традиции, Вы обращаете внимание на множество попыток госпожи Рудковской забеременеть через ЭКО. И в числе этих попыток, как это не ужасно звучит, несколько гибелей нерождённых младенцев.
Подчеркну: для человека православного, каковыми себя считают Плющенко и Рудковская, человеческая жизнь начинается с момента зачатия. Поэтому каждый погибший оплодотворенный эмбрион – на совести тех, кто решился на этот чудовищный эксперимент. Также как и «отбракованные» эмбрионы, из числа недавно полученных Рудковской. О чём, к слову, она сама, не стесняясь, заявляет.
Вас лично, по вполне понятным причинам, не возмущает тот факт, что в попытках завести себе ещё одного ребенка мать нарушает 6-ю заповедь «Не убий» по отношению к собственным детям. Жаль, что стремительный технический прогресс привел к духовной теплохладности многих, на первый взгляд небезразличных, людей.
Давайте разберемся, почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?
Как сказано в документе, принятом на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года по этому вопросу, Церковь понимает брак как изначальное установление Божие, укорененное в богозданном человеческом естестве. В христианском понимании брак является духовно-телесным союзом мужчины и женщины, который позволяет им в полноте реализовать свою человеческую природу. Церковь освящает брак, уподобляя его духовному союзу Христа и Его Церкви (Еф 5:22-33).
Плодом супружеской любви становятся дети, «рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака» (ОСК Х.4). Рождение ребенка — это не только естественное следствие брачных отношений, но и великое событие пришествия в мир нового человека, несущего в себе образ и подобие Бога Творца.
Серьезной проблемой, с которой нередко сталкиваются семьи, является бесплодие одного или обоих супругов. Церковь сочувствует бездетным супругам, благословляя их молиться о даровании потомства, обращаться к врачам для лечения бесплодия, а также усыновлять (удочерять) детей.
Что же касается практики так называемого «суррогатного материнства», то она однозначно осуждается Церковью:
«"Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе» (ОСК XII.4).
Подобная торговля детьми ради удовлетворения личных желаний несёт в себе \зерно греховности от момента зачатия, когда огромное число неудачных оплодотворений – уже вольное или невольное убийство собственных детей, до мгновения прихода в наш мир ребенка, которым торгуют как вещью – его могут купить-продать, отказаться или даже поменять.
Для тех, кто жаждет стать родителями, есть возвышенный путь усыновления или молитвенного прошения у Всевышнего дарования ребенка. На этом пути смирения и служения человеческая душа не только сама спасается, но и другим дарует спасение через любовь.
В рамках этой дискуссии, за которую мы Вам благодарны, важно понять, что Русская Православная Церковь и русский народ, имеющие тысячелетнюю историю и сформировавшие самое большое государство в мире, смогли это совершить именно благодаря своему духу – традиционному русскому духу, который всегда с большой опаской относится к разного рода экспериментам, называемым «прогрессом», но по сути являющимся новым способом растления человека.
Времена, конечно, меняются, и наука шагает семимильными шагами, но неизменной остается борьба за души человеческие. И в этом движении суррогатное материнство – один из главных сегодняшних соблазнов преступить Заповеди Божии, а потому православный человек не может это принять и поддержать. Для верующего человека понятно: если Бог не даёт детей, то на это Его воля. Когда же люди говорят «да будет воля МОЯ», они идут против воли Господней. Последствия своеволия могут быть самыми печальными. Однако каждому, кто не смог справиться с этим соблазном и согрешил, необходимо помнить, что Господь – Всемилостивый и Всепрощающий, когда есть искреннее покаяние.
Юрий Кот, vrns@vrns.ru, +79162345603