Первые месяцы этого года были отмечены вопиющими случаями отказа этническим русским в праве на воссоединение с соотечественниками. 26 апреля органы ФМС Кировской области депортировали за пределы России приехавшую из Узбекистана к родным уроженку Кировской области России Надежду Захарченко вместе с детьми и внуками. Формальным основанием для депортации стало нарушение правил пребывания в РФ для трудовых мигрантов.
Ранее, в феврале с. г., глава ФМС РФ отказала в предоставлении российского гражданства двукратной олимпийской чемпионке (в составе сборной СССР), уроженке Кемеровской области России Марии Филатовой на том основании, что она в 1990-е гг. являлась гражданкой Белоруссии. Данные решения и особенно их мотивировка идут вразрез с общепринятыми понятиями справедливости и здравого смысла, противоречат установкам вновь избранного Президента РФ В. В. Путина, неоднократно заявлявшего о приоритетности для России задачи воссоединения соотечественников.
ВРНС не оспаривает формальной законности действий ФМС в указанных случаях. Однако эти случаи означают, что законодательной базы для воссоединения русских в Российском государстве не существует, и необходимо безотлагательно её создать. Отказы органов российской власти этническим русским в праве на получение гражданства России и права на ПМЖ в России, независимо от формального обоснования таких отказов, должны получить адекватную оценку как противоречащие задачам национальной политики страны, государствообразующей основой которой является русский народ.
ВРНС предлагает начать широкое общественное обсуждение возможных изменений в российском законодательстве, предполагающих:
— автоматическое предоставление, по факту заявления от заинтересованного лица, гражданства России каждому русскому, а также представителю любой другой национальности, имеющей своё этнотитульное образование в составе Российской Федерации, независимо от формального гражданства данного лица в конкретный момент;
— облегченный порядок предоставления гражданства России белорусам и украинцам, не имеющим такого гражданства, по их личному заявлению, без дополнительных условий, независимо от их формального гражданства в конкретный момент, на основании их принадлежности к единой русской нации (как исторически государствообразующей для Российского государства), искусственно разделённой после 1917 года на русских, украинцев и белорусов.
ВРНС обращает при этом внимание российских законодательных и судебных органов на пункт 1-й статьи 26-й Конституции Российской Федерации, гласящий: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность». В соответствии с этим необходимо обеспечить реальное право любого гражданина России и любого, претендующего на получение российского гражданства, указывать в документах, личных анкетах и т. п. свою национальную (этническую) принадлежность.
Российское законодательство должно предусматривать объективные критерии установления этнической принадлежности на основании аналогичной правовой практики демократических государств мира — Германии, Израиля, Польши, Венгрии и других. Россия должна не на словах, а на деле стать родным домом всех русских и других титульных этносов Российской Федерации.
Отказ русским в получении гражданства РФ противоречит справедливости и здравому смыслу
Отказ русским в получении гражданства РФ противоречит справедливости и здравому смыслу