О том, что реформа понятийной модели общества под названием «толерантность» — вещь крайне неоднозначная, причём эта неоднозначность проистекает из-за врождённых и неустранимых структурных дефектов идеологии, писали много и долго. Правда, пока без особенно успеха, ведь любая критика «толерантности», стоит лишь ей прозвучать, тут же наталкивается на мощнейшую реакцию, которая, в зависимости от вектора критики, выражается в приписывании дерзнувшим усомниться в истинности «учения» всевозможных пороков — от ретроградства и косности до общей примитивности мышления, ксенофобии, гомофобии и, разумеется, фашизма.
При этом, как и любой процесс, не имеющий чётких границ применения, «толерантность» всё нагляднее вырождается в полнейший абсурд, очевидная глупость которого понятна подавляющему большинству людей, однако все делают вид, что так и должно быть, игнорируя вопрос: «А что будет дальше?», который всегда должен возникать во время ответственного проведения любых реформ. Поскольку чрезмерная защита чего угодно, в конце концов, приводит к смене понятий «белое» и «чёрное», а упорная борьба с дискриминацией в одном месте фактически выдавливает её в другие слои общества.
В 2012 году «человеком года» по версии журнала Time стал Барак Обама. Причём мнение редакции на этот счет не совпало с мнением читателей, которые присвоили это звание лидеру КНДР Ким Чен Ыну. Редакция Time назвала Обаму «архитектором новой Америки» и новой версией американца, который является гражданином США не по рождению, а по убеждениям, особо подчеркнув, что Барак Обама стал первым президентом США, поддержавшим однополые браки. Такое заявление Обама сделал в мае этого года, хотя и с оговоркой, что власти штатов должны самостоятельно принимать решение о том, разрешать или нет подобные союзы. По словам президента, он долго испытывал сомнения в необходимости одобрения однополых браков, полагая, что гражданского союза вполне достаточно. В настоящее время однополые браки узаконены в штатах Нью-Йорк, Коннектикут, Айова, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Вермонт, Вашингтон, а также в столичном округе Колумбия, с начала следующего года закон, разрешающий однополые браки, вступит в силу в Мэриленде.
Президент Франции Франсуа Олланд, также избранный в уходящем году, аналогичным образом включил пункт о легализации однополых браков в свою избирательную программу. Поскольку выполнение закона о легализации однополых браков, за неимением во Франции ярко выраженной юридической автономии регионов, будет обязательным для всех, проявилось предсказуемое недовольство. По данным полиции, 18 ноября не менее 100 000 человек приняло участие в маршах протеста против подобной перспективы и во имя сохранения традиционной семьи. Тем не менее, президент Олланд заявляет, что готовность легализовать однополые браки станет «шагом вперед для всего общества», а министр по делам семьи Доминик Бертинотти полагает, что подобная мера пойдёт институту семьи лишь во благо, поскольку изменение действующего со времён Наполеона I семейного кодекса приведёт его в соответствие с веяниям времени.
Важно уточнить, что протестующие против легализации однополых браков, в большинстве своём, люди верующие. С учётом того, что всё чаще реальная вовлечённость в одну из традиционных религий определяет отношение человека и к так называемым «базисным ценностям», наличие которых попросту необходимо для развития любого государства, весьма любопытно рассмотреть примеры того, к каким последствиям может привести борьба за уравнивание биологически несравнимых явлений — альянсов двух разнополых и двух однополых особей.
Известно, что Великобритания является одним из флагманов толерантности. В середине декабря этого года стало известно о том, что национальная телерадиокомпания BBC собирается больше показывать положительных историй про геев в детских передачах, чтобы маленькие британцы привыкали к гомосексуалистам в обществе. Также подлежат коррективам выпуски новостей, комедийных программ и телесериалов. В новостях, по мнению специалистов, слишком много материалов, которые показывают геев с негативной стороны. Это должно быть исправлено, кроме того, среди ведущих должны быть геи. Согласно рекомендациям аналитической группы, в телесериалах нужно чаще показывать гомосексуальных персонажей, которые были бы положительными героями. А в комедийных передачах предлагают запретить шутки про геев, если их произносят не гомосексуалисты. По словам исполнительного директора BBC Working Group Тома Дэви, «таково направление, в котором нужно двигаться дальше телекомпании».
Одним из верстовых столбов направления, куда намерена двигаться телерадиокомпания BBC и Великобритания в целом, с полным на то основанием можно полагать судебный вердикт, вынесенный 28 февраля 2011 года по делу №CO/4594/2010, в котором Высшим судом Англии и Уэльса рассматривалась просьба супругов Юнис и Оуэна Джонс об усыновлении ребёнка. Со всеми перипетиями разбирательства можно ознакомиться по ссылке.
После долгих расспросов супругов Джонс суд вынес негативное решение. Причина — «традиционные христианские нравственные убеждения потенциально опасны для детей, а родители с христианскими убеждениями не подлежат рассмотрению на роль потенциальных приемных родителей». Чета Джонсов, как легко догадаться, имела несчастье быть верующей...
Исчезла ли дискриминация? Нет, просто теперь в Великобритании нельзя признаваться не в том, что ты — гей, а в том, что ты всерьёз воспринимаешь сказанное в Библии. Если хочешь получить разрешение на усыновление ребёнка. Произошла необъяснимая никаким здравым смыслом, но вполне логичная с учётом всех общемировых усилий трансформация — и традиционная семья теперь юридически может считаться опасной для детей. В отличии от пропагандируемой однополой семьи.
И самое время задать вопрос: а что дальше? Раз семьи подвергаются дискриминации из-за того, что придерживаются традиционных, христианских ценностей, то что выглядит естественной «мишенью» более высшего порядка?
Празднику Рождества до сих пор приходилось терпеть несчастье исключительно от толерантности, связанной с культурой мигрантов. Рождественскую ель в ряде европейских государств либо отменяют вовсе, поясняя это решение необходимостью экономить средства для Курбан-байрама, либо выхолащивают, заменяя на некие «футуристические инсталляции в форме ели», лишённые христианского подтекста. Однако обнаруживается ещё одно измерение процесса, который обычно называют «кощунством».
7 декабря испанский телеканал «La Sexta» продемонстрировал рождественские вертепы для геев, в которых Младенца Иисуса окружают два «папы» или две «мамы». Автор инициативы Лола Сориа пояснила, что ее вертеп был создан, чтобы «показать две разные модели общества», а некий «активист ассоциации геев-христиан» Ален Бруз высказал свое одобрение «первому в истории вертепу для гомосексуалистов». Наряду с очевидной провокационностью подобной затеи, демонстрируется очередная дилемма — Мария и Иосиф с трудом поддаются размыванию собственной гендерной идентичности. А это значит, что речь идёт о создании фактически новой религии, «толерантного эрзаца», а христианство отправляется, как это говорили раньше, «на свалку истории»?
Ведь подобная эскапада — не единственная, тенденция проявляется и на вполне официальном уровне. Министр по делам семьи и женщин ФРГ Кристина Шрёдер рассказала в интервью немецкому изданию Zeit, что заменяет в сказках некоторые выражения, которые считает расистскими, когда читает их своей полуторагодовалой дочери. Детские рассказы братьев Гримм, по её мнению, являются «сексистскими», потому что большинство женских персонажей в них отрицательные. Также госпожа Шрёдер избегает рассказывать детям о Санта-Клаусе, «поскольку обманывать детей его существованием некорректно». Более того, по её мнению, слово «Бог» может быть и мужского, и среднего рода.
Большинство коллег госпожи Шрёдер из Христианско-демократического и Христианско-социального союзов были возмущены столь вольной трактовкой священных текстов человеком, который принадлежит к партии, в названии которой содержится слово «христианский».
Начавшись с вполне безобидного и здравого позыва избавить разнообразные меньшинства — сексуальные, религиозные, этнические и прочие — от дискриминации, не имея рамок и чётких пределов, процесс прошёл стадии защиты, уравнения, вплотную подбирается к этапу смены парадигм и формированию «нового мировоззрения», от которого, кажется, не защитятся и священные тексты.
Андрей Полевой
От «толерантного» общества к «толерантной» религии?
От «толерантного» общества к «толерантной» религии?