Всемирный Русский Народный Собор с первых дней своего существования обратил внимание на проблемы национального образования. Уже в заявлении I ВРНС в 1993 г. говорилось: «Наша культура и цивилизация нуждаются в первоклассной школе, чтобы возродить Великую Россию. Нужна Русская национальная школа, от яслей до университета. Формирование русской национальной школы — первоочередная задача русского общества…» Еще более конкретные цели ставились в резолюции «О русской национальной школе», в которой утверждался тезис об «объективной необходимости обновления школы — обращения к духовности, возрождения ее в школе, возможности целостного духовного роста».
В 1995 г. на II Всемирном Русском Народном Соборе были сформулированы основные принципы концепции «Русской школы», в которой, в частности, говорилось: «Душа русского образования — православное воспитание». В дальнейшем именно Всемирный Русский Народный Собор всеми мерами способствовал рождению и развитию в нашей стране православного образования, разработке и утверждению в школьных программах сначала факультативных, а затем и обязательных курсов «Основ православной культуры», поддерживал ученых и учителей, разрабатывавших курсы по другим учебным предметам, которые содержали компоненты православного образования.
Несколько Соборов были специально посвящены проблемам воспитания и образования молодого поколения: XII Всемирный Русский Народный Собор «Будущие поколения — национальное достояние России» (2008 г.), XIII Всемирный Русский Народный Собор «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (2009 г.), XIV Всемирный Русский Народный Собор «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (2010 г.). В 2016 году на XX Всемирном Русском Народном Соборе была вынесена на обсуждение новая «Концепция развития образования в Российской Федерации», а на XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917–2017: уроки столетия» от имени ВРНС было заявлено, что «Россия не только имеет все необходимые предпосылки для собственного самостоятельного исторического развития, занимая свое особое достойное место в мире, но и способна стать примером построения такого общества для других народов. Поэтому Россия обязана осуществить свой собственный образовательный проект, заняв при этом лидирующее место в мировом образовании».
При этом ВРНС всегда активно и бескомпромиссно поддерживал кропотливую работу Русской Православной Церкви в области духовного образования подрастающего поколения. Так, в январе 2019 года на имя Министра просвещения Российской федерации О. Ю. Васильевой от имени ВРНС было направлено письмо, в котором было предложено обеспечить гарантии преподавания Православной культуры во всех государственных и муниципальных организациях Российской Федерации, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в оптимальном, педагогически обоснованном объёме учебного времени на основе добровольности, свободы выбора, с учётом законных интересов и прав всех участников образовательных отношений, а также во взаимодействии с организациями Русской Православной Церкви внести в федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы начального, основного, среднего общего образования изменения, обеспечивающее последовательное, подготовленное во всех отношениях преподавание Православной культуры по выбору родителей, семьи учащегося по всем годам обучения детей в общеобразовательной школе с 1 по 11 классы.
Однако, как оказалось, в проекте новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), о Православной культуре и даже о уже существующем курсе «Основы религиозных культур и светской этики» не говорится ни одного слова. Более того, создается впечатление, что новые ФГОС направлены на сознательное перечеркивание многолетнего опыта преподавания Православной культуры в отечественной школе и уничтожение самого этого курса. В чьих интересах?
Всемирный Русский Народный Собор полностью поддерживает тревожное «Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации в связи с публикацией Министерством просвещения России новых проектов стандартов общего образования».
Новые ФГОС нужно остановить!