РУССКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ
9-11 ноября 2023 года, г. Челябинск
Основные предложения по дополнительной гармонизации и ускорению социально-экономического развития Российской Федерации
Русский экономический форум (далее – РЭФ или Форум), организованный Правительством Челябинской области, комиссией Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Экономика и финансы», Общественной палатой Российской Федерации и Всемирным Русским Народным Собором, состоялся в г. Челябинске 9-11 ноября 2023 года.В рамках основного дня РЭФ – 10 ноября 2023 года – состоялось обсуждение целого ряда вопросов развития суверенной экономики России в XXI веке. Центральным событием основного дня и всего Форума стала пленарная дискуссия «Социальная справедливость и экономический рост: программа опережающего развития России».
Темами специализированных панельных дискуссий РЭФ стали технологическое развитие, повышение производительности труда, взаимосвязь экономики и демографии, планирование в условиях рынка, развитие финансовой системы и стимулирование инвестиций, развитие предпринимательства, меценатства и благотворительности. Первый и третий дни Форума – 9 и 11 ноября 2023 года – были посвящены прикладным вопросам социально-экономического развития Челябинской области, а также вопросам профессиональной и карьерной ориентации молодежи в контексте укрепления технологического суверенитета страны. Всего в рамках дискуссий на РЭФ выступили свыше 190 спикеров, общее количество участников Форума превысило 3000 человек. В ходе состоявшихся дискуссий спикеры, эксперты и участники РЭФ отметили, что в настоящий момент у России есть все возможности для совершения рывка в суверенном социально-экономическом развитии, прежде всего, уникальный человеческий и научно-производственный потенциалы, способные вовлечь в экономический оборот колоссальные природные ресурсы страны. Полномасштабное использование этого потенциала позволило бы увеличить ВВП страны и повысить уровень и качество жизни граждан, что, безусловно, способствовало бы дополнительной гармонизации социальных процессов, росту взаимного доверия между институтами государства, бизнеса и гражданского общества.
Происходящие в настоящее время структурные изменения мировой экономики выдвигают на первый план задачу опережающего развития России на основе нового технологического уклада с использованием, а при необходимости и созданием передовых механизмов управления. В том числе, в условиях ограничения доступа к имевшимся ранее внешним источникам капитала, это включает в себя конструирование механизмов поддержки инвестиций в экономику за счет внутренних ресурсов финансовой системы. С учетом изложенного в целях обеспечения дополнительной гармонизации и ускорения социально-экономического развития экономики России участники Форума предлагают Правительству Российской Федерации и Банку России рассмотреть возможность реализации следующих предложений:
1. В части определения приоритетов социально-экономического развития и последующего достижения определяемых указанными приоритетами целей и задач:
1.1. Определить основными приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации:
− народосбережение и решение демографической задачи в части обеспечения поддержания и роста численности населения, в связи с чем основными целями социально-экономического развития Российской Федерации установить рост рождаемости и продолжительности здоровой жизни граждан Российской Федерации, а также повышение реального благополучия, уровня и качества их жизни, в том числе рост реальных заработных плат и реальных доходов граждан, снижение социального неравенства;
− укрепление суверенитета, в том числе технологического, экономического и финансового, при этом в части укрепления технологического суверенитета обеспечивать необходимое развитие не только технологий на основе естественных наук, но и социально-гуманитарных технологий.
1.2. Разработать, во взаимодействии государства и бизнеса, прикладную цифровую систему государственного планирования и мониторинга развития экономики, учитывающую такие аспекты экономической деятельности в условиях рынка, как:
− необходимость овладения и дальнейшего развития критических технологий, в том числе в целях обеспечения национальной безопасности, импортозамещения и импортоопережения;
− обеспечение достижения ключевых целевых ориентиров развития социальной сферы;
− оценку и обеспечение необходимых для этого объемов затрат и инвестиций, в том числе в разработку технологий и инновационное развитие;
− внедрение культуры бережливого производства в качестве обязательной основы для систематического снижения затрат государственных корпораций, компаний с государственным участием, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, иных организаций; − формирование и поддержание необходимого кадрового потенциала по ключевым отраслям экономики и социальной сферы. Укреплять взаимодействие между различными уровнями власти и бизнесом для координации планов и программ развития.
1.3.Обеспечить сохранение и реальный рост государственных инвестиций (включая инвестиции институтов развития и контролируемых государством коммерческих банков) в создание и развитие социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, в том числе в части ключевых инфраструктурных проектов (высокоскоростные магистрали, развитие БАМа и Транссиба, др. проекты). Наращивая государственные инвестиции, привлекать частный капитал в создание инфраструктуры. 1.4.Обеспечить эффективное информационное сопровождение и продвижение вышеуказанных приоритетов социальноэкономического развития Российской Федерации в различные целевые аудитории с целью формирования конструктивной идеологической основы для умножения и синергии созидательных действий государства, бизнеса, гражданского общества.
2. В части обеспечения гармоничного развития экономики в сочетании с решением демографических задач:
2.1.Продолжить укрепление системы поддержки молодых семей с детьми и многодетных семей, включая развитие системы налоговых льгот (в том числе с проработкой вопроса возможного снижения страховых взносов, уплачиваемых работодателями за многодетных отцов и матерей) и мер социальной поддержки, в том числе в части повышения доступности жилья для молодых семей с детьми и многодетных семей.
2.2.Усилить популяризацию института семьи с детьми, в том числе многодетной (три и более детей), в средствах массовой информации, рекламных материалах, кино- и телефильмах.
2.3.Обеспечить проведение анализа и по его итогам поддержку распространения лучших региональных практик по поддержке женщин в ситуации репродуктивного выбора.
2.4.Обеспечить дальнейшее развитие системы образования с учетом потребностей рынка труда и демографических изменений, в том числе в части: − повышения доступности и удобства получения образования, в том числе – высшего профессионального, для женщин с детьми; − увеличения финансирования федерального проекта «Профессионалитет», как доказавшего свою эффективность механизма организации взаимодействия организаций среднего профессионального образования с производственными предприятиями в части подготовки специалистов рабочих профессий, а также повышения престижности таких профессий за счет формирования современной материально-технической базы организаций среднего профессионального образования; − выработки дополнительных мер стимулирования наставничества на производственных предприятиях; − обеспечения возможностей для получения образования, в том числе среднего и высшего профессионального образования, без отрыва или с минимальным отрывом работающих граждан от производства; − возможного сокращения сроков обучения по программам среднего и высшего профессионального образования; − обеспечения возможности обучения, повышения квалификации и переквалификации граждан на протяжении всей жизни для максимально эффективного использования трудового ресурса граждан в условиях демографических ограничений.
2.5.Обеспечить поддержку создания рабочих мест, адаптированных для различных групп и категорий граждан, в том числе для женщин с детьми, граждан старшего возраста, лиц с ограниченными возможностями по здоровью в целях максимизации их участия в рабочей силе в условиях демографических ограничений. 2.6.Скорректировать и усилить меры поддержки по переселению соотечественников из-за рубежа, в том числе с определением, вплоть до конкретных муниципальных образований, наиболее 5 приоритетных, с точки зрения потребностей в квалифицированных кадрах (инженеры, врачи и др.), территорий для переселения.
3. В части укрепления технологического суверенитета, повышения производительности труда и эффективности экономики в целом:
3.1. Обеспечить уточнение подходов в проводимой работе по повышению производительности труда в экономике, дополнив работу по развитию бережливого производства поддержкой и стимулированием роботизации и использования искусственного интеллекта, позволяющими непосредственно высвобождать трудящихся граждан для их направления на иные трудовые задачи и повышения совокупного объема производства, прежде всего, промышленной продукции.
3.2. Обеспечить повышение популяризации проводимой работы по повышению производительности труда в экономике, в том числе в рамках трудового обучения в системе общего образования.
3.3. Обеспечить приоритетное и ускоренное развитие критических технологий и базовых отраслей нового технологического уклада, в том числе отрасли микроэлектроники, как основы для полноценного технологического суверенитета в целом ряде других отраслей, а также аддитивных, биоинженерных, цифровых и информационно-коммуникационных технологий.
3.4. Проработать вопрос последовательного, опережающего инфляцию роста финансирования отраслей науки и образования с одновременным повышением качества взаимодействия научных и образовательных организаций с производственными предприятиями, в том числе с использованием лучших практик, сформированных при создании сети научно-образовательных центров мирового уровня, а также сети современных кампусов образовательных организаций высшего образования в субъектах Российской Федерации.
3.5. Усилить работу по развитию системы интеллектуальной собственности, включая развитие инструментов патентной охраны и коммерциализации прав на отечественные результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в целях достижения интеллектуальными правами фактического статуса полноценных экономических активов, обеспечив, в частности, рост фактических объемов кредитования под их залог, а также обеспечить дополнительную популяризацию этой работы. 3.6. Сформировать систему отслеживания как внутри страны, так и за рубежом, перспективных изобретений, техники, технологий 6 и, при необходимости, обеспечения их технологического импорта для потребностей развития российской промышленности и технологического сектора.
4. В части укрепления экономического и финансового суверенитета, обеспечения достаточного объема финансовых ресурсов и ликвидности для поддержки инвестиционной активности и ускорения экономического развития:
4.1. Уделить особое внимание развитию проектного кредитования со стороны банков и установить соответствующий показатель оценки эффективности деятельности Банка России в части кратного роста доли кредитов банков в общем объеме инвестиций для усиления «кредитного рычага» и инвестиционной активности в экономике.
4.2. Обеспечить существенное увеличение роста инвестиций со стороны институтов развития, в том числе в проекты, связанные с импортоопережением и развитием новых технологических компетенций.
4.3. Для обеспечения решения указанных задач по развитию проектного кредитования со стороны банков, роста инвестиций со стороны институтов развития и обеспечения в целом инвестиционного ресурса в виде длинных, дешевых, доступных денег (на Форуме был предложен образный термин «3D-деньги»), необходимого для перехода от экономики спроса к экономике предложения, использовать следующие механизмы обеспечения инвестиционной ликвидности:
− целевую проектную эмиссию, в том числе с использованием технологических возможностей цифрового рубля для таргетинга и управления способами его расходования (вплоть до установления правил перехода инвестиционных цифровых рублей в обычные потребительские рубли) и формированием на основе этого современной двухконтурной финансовый системы;
− льготные депозиты Банка России под процентную ставку до 4% годовых (таргет по инфляции) в институтах развития, включая ВЭБ.РФ, и крупнейших банках для последующей выдачи ими инвестиционных кредитов предприятиям;
− отрицательный норматив резервирования со стороны Банка России на специальные инвестиционные депозиты, формируемые предприятиями под реализацию инвестиционных проектов, как механизм беспроцентного фондирования со стороны Банка России инвестиционных проектовв приоритетных отраслях экономики и технологического развития;
− иные механизмы льготного фондирования со стороны Банка России коммерческих банков и институтов развития по кредитованию инвестиционных проектов, в том числе в целях реализации национальных проектов и государственных программ.
5. В части непосредственного стимулирования инвестиционной активности и роста объема инвестиций:
5.1. Определить в качестве основной цели государственной инвестиционной политики Российской Федерации создание высокотехнологичных рабочих мест, рост производительности труда и реальной заработной платы, обеспечив оценку эффективности деятельности органов государственной власти в области привлечения инвестиций на основе соответствующих показателей.
5.2. Разработать долгосрочную программу в сфере стимулирования инвестиционной активности с соответствующими целями по обеспечению роста реального благополучия граждан, существенному росту инвестиций и внедрения инноваций в приоритетных направлениях социально-экономического развития, финансированием и инструментами поддержки инвестиционной активности, а также мероприятиями по повышению стабильности налогового законодательства, совершенствованию уголовного и судебного законодательства.
5.3. Обеспечить разработку и внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части закрепления права на риск у предпринимателя, прежде всего, в сфере инновационного бизнеса, осуществляемого с государственной поддержкой.
5.4. Сформировать, в том числе с привлечением институтов развития, новую систему поддержки инновационного предпринимательства, основанную на анализе предшествующей добропорядочности и истории работы в инновационной сфере получателей поддержки, с минимизацией контроля промежуточных результатов и обеспечением вышеуказанного права на риск предпринимателей, работающих в инновационной сфере.
5.5.Стимулировать расширение закупок с заключением контрактов со встречными инвестиционными обязательствами (офсетных контрактов) по государственным контрактам и договорам о закупках со стороны отдельных видов юридических лиц. 5.6.Обеспечить развитие и популяризацию инструмента партнерского финансирования (исламского банкинга), как возможного источника инвестиций для предприятий по всей стране.
5.7. Обеспечить стимулирование граждан к инвестиционной деятельности, популяризацию рынков акций и облигаций, а также иных инструментов финансирования для развития технологического бизнеса, в том числе краудфандинга и краудинвестинга.
5.8. Разработать и внести изменения в утверждаемую Росстатом методологию определения инвестиций в основной капитал в части учета объема инвестиций специальных проектных компаний (SPV), которые в настоящее время в силу показателей своей деятельности могут относиться к малым и микропредприятиям и, как следствие, инвестиции с их стороны считаются не прямым счетом.
6. В части развития предпринимательства:
6.1.Обеспечить дальнейшее снижение административной нагрузки на бизнес через совершенствование применения риск ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
6.2. Обеспечить формирование и развитие предпринимательской культуры среди молодежи, в том числе в части поддержки открытия собственного дела специалистами с опытом работы.
7. В части развития меценатства и благотворительности:
7.1. Стимулировать развитие сотрудничества между государственными органами и органами местного самоуправления, подведомственными им организациями и учреждениями, некоммерческими организациями и бизнесом для реализации совместных проектов в социальной сфере (здравоохранение, образование, наука, культура, спорт) и сфере социальной поддержки граждан.
7.2. В том числе в рамках указанного развития сотрудничества государства, местного самоуправления, некоммерческих организаций и бизнеса обеспечить расширение практик:
− создания подростковых центров во всех субъектах Российской Федерации;
− сопровождаемого проживания для граждан с инвалидностью старше 18 лет.
7.3. Обеспечить поддержку создания и развития российских производств по выпуску протезов, в том числе с микропроцессорным управлением, а также комплектующих к ним.
7.4. Стимулировать развитие добровольчества и волонтерства, участия граждан в благотворительных проектах, в том числе через информационные кампании и образовательные программы
Репортажи, аналитика и другие материалы форума здесь